В Водоканал Петербурга на работу приняли раков, причем иностранных. Членистоногие из Австралии будут оценивать качество воды после всех уровней очистки. Австралийские раки пришли на смену российским, которые трудились всю зиму: дело в том, что отечественные животные лучше переносят прохладу, а вода в очистных сооружениях летом теплее. Как работают специалисты с клешнями, выяснял корреспондент «МИР 24» Александр Бережной.
На вопрос «где зимуют раки?», сотрудники Водоканала отвечают без шуток - в лаборатории. Там ждали наступления тепла краснопалые австралийские, под пристальным наблюдением ученых. Ракам комфортно только в чистой воде. При любом загрязнении они становятся беспокойными. Это качество делает их очень ценными специалистами.
Аппарат, который прицеплен к панцирю рака фактически делает ему кардиограмму, замеряет пульс. В состоянии покоя при чистой воде у рака должно быть 40-50 ударов в минуту.
До этих австралийцев на экологической вахте стояли местные раки. Но как жители севера, они привыкли к холоду, а температура воды на очистных сооружениях уже поднялась до 25 градусов. Вот и потребовалась смена караула. Новоприбывших аккуратно подключили к системе контроля и поместили на рабочее место - в аквариумы.
«Преимущество оптоволоконного метода в том, что он не инвазивный. То есть, мы никак не нарушаем их целостность. Его можно применять только на животных с твердым панцирем», - отметила научный сотрудник Научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН Светлана Гладкова.
Эти очистные сооружения прогоняют через себя воду, которой петербуржцы умываются, моют посуду, стирают белье. Раки находятся в самом конце цепочки.
«Раки анализируют уже окончательный этап очистки воды. Они уже анализируют все циклы очистки: и механическую, и биологическую, и ультрафиолетовое обеззараживание», - подчеркнула ведущий инженер ЮЗОС Наталья Пене.
Мониториг с помощью раков на этих очистных сооружениях ведут больше пяти лет. Результаты проверяют и другими технологиями. Лишь после этого воду сливают в Финский залив.
За время работы на очистных сооружениях ни один рак от грязной воды не умер.
Подробнее в сюжете: Зверье мое