15 августа православные верующие отмечают день памяти святого Василия Блаженного. Того самого, чье имя носит знаменитый собор Василия Блаженного на Красной площади. Этот храм, без сомнения, является одним из главных архитектурных символов Москвы, можно сказать, даже брендом, с которым иностранцы ассоциируют Россию и ее столицу. Его они видят в туристических буклетах и по телевизору, на открытках и сувенирах. Сегодня, в день памяти святого, MIR24.TV рассказывает истории о нем самом и о соборе, которые за много веков оказались густо замешаны на легендах и мифах.
Василий Блаженный – один из самых известных московских юродивых. Он родился в 1468 году в селе Елохово, в крестьянской семье. Мальчиком он был отдан учиться ремеслу в сапожную мастерскую. Однако уже тогда стало очевидно, что ему открывается и будущее некоторых людей, и опасности, грозящие целым городам, и поступки людей, скрытые от общества.
В шестнадцать лет он ушел в Москву, жил на улице, казался безумцем: ходил почти нагим, молился сутками на паперти, среди уличной толпы хранил молчание. Но странные его поступки вызывали всеобщее внимание, и молва о них дошла даже до царя.
Так, он бросал камни в углы домов благочестивых граждан, и целовал мостовую около домов грешников. А когда его спрашивали о причинах столь странного поведения, он говорил, что гоняет бесов, которые не решаются войти в дом праведника, и целует землю у ног ангелов, которые не могут войти в дом, полный греха и ненависти.
Сам голый и босый, он проявлял великое сочувствие к несчастным и больным, не уставал жалеть обиженных и обманутых, отдавал поданную ему милостыню тем, кто нуждался. Известен случай, когда сам царь Иван Васильевич подал ему милостыню. Он же отдал деньги купцу. Оказалось, что тот, потеряв свое состояние, был на грани отчаяния и не знал, что ему делать.
Бытует мнение, что сам Иван Грозный побаивался блаженного, поступки которого граничили с чудом. Историки склоняются к версии, что он скорее отдавал должное юродивому и прислушивался к нему.
Известна легенда, что когда в Нижнем Новгороде начался большой пожар, то по городу ходил странный нагой человек, который кропил горящие дома и огонь постепенно угасал. В этом человеке люди признали московского юродивого. В это самое время он сам был на пиру во дворце Ивана Грозного. Когда юродивый трижды вылил за окно вино, царь с некоторым раздражением спросил, что он делает. «Гашу пожар в Нижнем Новгороде» – ответил тот.
В другой раз он прямо указал царю после литургии в храме, что тот мысленно был далеко, и не молился Богу, а думал о новом дворце, который собирался себе построить. После этого царь стал относиться к блаженному с удвоенным вниманием.
Юродивый умер в глубокой старости: ему было 88 лет. Перед смертью 2 августа 1557 года он пророчествовал о будущем царстве. Когда его отпевали, то, по преданию, весь город наполнился чудесным благоуханием. Царь со своими сыновьями лично нес гроб с его телом до церкви. Похоронен юродивый был в основании строящегося храма.
Но чудеса, связанные с ним, не прекращались и после его смерти. И в 1588 году Василий Блаженный был канонизирован. В том же году в честь нового святого был освящен храм.
Это правда. Он называется собор Покрова Пресвятой Богородицы «что на Рву» и был возведен по велению царя Ивана IV, прозванного Грозным. Отправляясь в поход на Казань 1552 году, царь дал обет построить величайший собор в случае своей победы. Штурм Казани начался в день Покрова Пресвятой Богородицы – 1 октября 1552 года. Именно поэтому собор был освящен в честь этого праздника.
Взятие Казани было невероятно важным историческим событием, и по благословению митрополита Макария, грандиозный собор был возведен очень быстро, всего за 6 лет – с 1555 по 1561 год.
Точная дата освящения храма – 12 июля по новому стилю – стала известна не так давно, в середине XX века. Когда реставрировали храм, то нашли на стене скрытый под слоями краски текст, в котором значилось, что собор был освящен в 1561 году, в день памяти апостолов Петра и Павла.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в центре, она и дала название всему сооружению, а вокруг нее еще девять церквей, все были возведены на едином основании.
Церковь Василия Блаженного была пристроена к сооружению одной из последних, 1588 году. Она была возведена над захоронением Василия Блаженного по повелению сына Ивана Грозного – Федора. Эта церковь была просторнее всех предыдущих и отапливалась! Именно это обстоятельство сделало возможным регулярные богослужения в храме. До этого службы в соборе шли только в теплое время года, и у храма не было постоянных прихожан.
Только после того, как была построена церковь Василия Блаженного, собор зажил, а богослужения в соборе стали ежедневными. Возможно именно поэтому с тех пор за собором закрепилось народное название – собор Василия Блаженного.
Это самая жуткая легенда, которая упорно ходит в связи с именами русских зодчих, создавших великолепный собор на Красной площади.
Некоторые историки считают, что возникла она в связи с тем, что легенды о подобной страшной традиции бытовали в средневековой Западной Европе. Какое-то время эта история попала даже в школьные учебники по истории. А намертво закрепилась она, вероятнее всего, благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие», написанному в 1938 году. Стихотворение это длинное, но вот его фрагмент:
И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли…
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.
Кто же создал собор Покрова Пресвятой Богородицы? Наиболее устоявшейся точкой зрения является та, которая признает авторство за двумя русскими зодчими. Имена их – Иван Барма и Постник Яковлев. Летописи гласят: «дарова ему (царю Ивану Грозному) Бог двух мастеров русских Постника и Барму и были они премудры и удобны таковому чудному делу». Однако есть и другие летописные упоминания этих имен, по одному из них оба совмещаются в одном человеке: «сын Постников по реклу Барма». Поэтому есть версия, что это был один и тот же человек.
В любом случае, нет никаких подтверждений того, что создатели (или создатель) собора были ослеплены. Наоборот, имя Постника Яковлева упоминается в казанских писцовых книгах как имя зодчего, строившего позже по велению царя Ивана Грозного Казанский кремль, а также Благовещенский собор в Казани.
Кто только ни пытался разрушить собор за всю историю его существования. Его грабили поляки в смутные времена, наполеоновские войска разместили в нем свои конюшни, а Наполеон повелел взорвать собор. По легенде, взрывчатка даже была заложена, но зажечь фитиль так и не удалось, поскольку начался проливной дождь.
Самая большая опасность нависла над собором, когда к власти пришли большевики. Существуют генеральные планы реконструкции Москвы начала 30-х годов, на которых собора на Красной площади нет.
Первый секретарь Московского городского комитета ВКП(б) Лазарь Каганович, под руководством которого проводилась модернизация столицы, добивался полного сноса собора Василия Блаженного. Под его руководством были снесены Храм Христа Спасителя, Сухарева башня, Страстной монастырь, разрушено множество храмов Москвы.
Он предложил Сталину полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Существует не подтвержденная документами история, что Каганович якобы продемонстрировал на заседании Политбюро, посвященном перестройке Москвы, специально изготовленный макет Красной Площади со съемными фигурами. Пытаясь показать, как много места освободится для проведения парадов военной техники, Каганович снял с макета Красной площади храм Василия Блаженного. На это Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место»! И судьба собора тем самым оказалась решена.
Известно однако, что этому предшествовала историческая телеграмма реставратора Петра Барановского, которому Каганович предложил обмерять собор для подготовки его сноса. Телеграмма была такая: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти». Как это ни странно, это подействовало. Правда, сам реставратор в 1933 году был арестован по 58 статье, как враг народа и шпион.
И это тоже неправда, хотя даже москвичи не все знают, что в соборе давно уже возобновились регулярные церковные службы.
Чем только не был собор за долгую историю своего существования! Как каменное сооружение с очень толстыми стенами, собор было надежным убежищем на случай пожаров, которые в то время случались нередко. Поэтому подклет – нижний хозяйственный этаж – использовался как сокровищница, своего рода огромный несгораемый сейф, в которой хранилась царская казна. Там же были и тайники самых богатых и знатных людей города. Тем более, что у соборного подклета очень прочные кирпичные стены – до трех метров в толщину, да и высота немалая – есть где развернуться. В подклет попадали из верхней центрального собора по тайной лестнице, расположенной внутри стены. Конечно, об этом ходе знали только посвященные в тайну.
В 1923 году в соборе открыли архитектурный музей и стали водить экскурсии. Но до 1929 года продолжались и службы тоже. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу – ту самую, по которой из храма можно было попасть в подклет, а сейчас наоборот – посетители музея попадают в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкой внутренней галерее.
Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. То есть он действует и как музей, и как храм. Церковные богослужения возобновились в 1991 году и с тех пор не прекращались. Еженедельно по воскресеньям литургию служат в храме Василия Блаженного. Также в престольные праздники, то есть в дни памяти тех святых, во имя которых освящены храмы и приделы собора.
В 1990 году собор был включен в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в России.