Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения российского режиссера, учителя и основателя «Мастерской Петра Фоменко». Постановки Петра Фоменко стали классикой отечественной сцены еще при его жизни. Mir24.tv вспомнил несколько интересных фактов из жизни театрального режиссера, которого называли «мастером театрального хулиганства».
Родился Петр Наумович Фоменко в Москве. Его отец погиб во время Великой Отечественной войны. Воспитывался он одной матерью, которая была главным человеком в жизни Петра Фоменко. Она очень любила искусство и привила эту любовь своему сыну. В детстве Фоменко любил играть в футбол. А соперниками в то время по дворовым играм были будущие знаменитые футболисты Анатолий Ильин и Адамас Голодец. Известным футболистом, как они, Фоменко не стал, зато всю жизнь был ярым болельщиком. Помимо футбола Петр Фоменко с детства занимался игрой на скрипке и окончил музыкально-педагогический институт имени Гнесиных , а затем училище Ипполитова-Иванова.
«В 1920-е годы женщины очень любили скрипачей. Понятное дело: все оголтело строили коммунизм, а скрипачи – они же на скрипках играли. Я тоже учился на скрипке, но был троечником. Вообще-то не люблю отличников: до пятого класса это хорошо, но потом надо резко менять ценности. И во МХАТе мы с корешем моим были изгоями на курсе – пили, дебоширили. Но он хоть и пил, был красив и обеспечен, он был надежный изгой. Я же – абсолютно безнадежный. «Малахольный» – тетя Варя говорила. Хорошее слово. А к старости стал меланхольный», – рассказывал режиссер.
Мать Петра Фоменко мечтала, что он станет великим музыкантом, но сын выбрал театральный вуз – Школу-студию МХАТ. В 1950 году Фоменко поступает на актерское отделение. Однако проучился он там недолго. В 1953 году его отчислили «за хулиганство». Затем Фоменко поступил в МГПИ имени Ленина на филологический факультет, где познакомился с Юрием Визбором, Юлием Кимом и Юрием Ковалем. Там же он начал свою режиссерскую деятельность с постановок модных тогда «капустников». После окончания филфака Фоменко решил вновь взяться за учебу и поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, где учился на курсе Николая Горчакова. Именно здесь в 1958 году он и поставил свой первый спектакль «Беспокойное наследство» по пьесе Константина Финна.
«В театре людям совершенно нормальным, холодным и рациональным делать нечего. Театр в этом смысле дом не вполне правильных или ординарных людей. Что такое в конечном счете талант в любом искусстве или в науке? Это отклонение от нормы. Отклонение, которое дает возможность взглянуть на самые обыденные вещи пронзительно, резко, остро и неожиданно. Я думаю, что театр – это предсмертное счастье», – говорил Фоменко.
Фото Валерия Христофорова /ИТАР-ТАСС/
После окончания ГИТИСа Петр Фоменко стал работать в театре им. Маяковского. Но и здесь его ждали неприятности. Его постановка «Смерть Тарелкина» была запрещена после пятидесяти показов, а спектакль «Новая Мистерия-Буфф» и вовсе не был допущен к показу. А театральные критики нарекли Фоменко «осквернителем русской классики». В результате Петр Фоменко на долгое время остался без работы. В 1965 году он познакомился со своей второй супругой, заслуженной артисткой РСФСР Майей Тупиковой, с которой прожил до конца жизни. Первой женой Петра Фоменко была художник-постановщик Лали Бадридзе. Он ставил представления в провинциальных театрах, работал на телевидении. А потом решил оставить Россию и отправиться в Грузию. Там в течение двух лет он проработал в Тбилисском театре имени Грибоедова. В 1972 году Фоменко вернулся в Россию, где и продолжил работать режиссером. В этот раз в Ленинградском Театре Комедии. Но через пять лет был вынужден уйти из-за очередного конфликта.
«В театре можно делать все, другое дело, что театр – это жизнь, что все эксперименты, все работы оплачиваются жизнью художника в той или иной степени. Мне пришлось в этом убедиться самому. Режиссеры любят ставить классику и пробуют прочитать ее по-своему, сообразно моменту. Раньше можно было сказать про любую постановку и про любого постановщика, что он оскверняет классику, и изничтожить его тем самым, отлучив от профессии. Я знаю многих представителей моего поколения, моих коллег, моих друзей, которые умирали, когда их отлучали от театра. Сейчас ставить классические произведения так, как ты этого хочешь, не опасно для жизни. Сейчас – свобода. Другое дело, что свободы столько, что порой не знаешь, что с ней делать», – рассказывал в одном из интервью Петр Фоменко.
Спустя некоторое время режиссер вернулся в Москву и снова устроился на работу в театр им. Маяковского, а затем в театр им. Вахтангова. Параллельно с этим Петр Наумович начал преподавать в родном ГИТИСе. Именно в ГИТИСе были созданы знаменитые «Волки и овцы» по Островскому, которые ознаменовали начало нового театра Фоменко, создание нового стиля, знаменитого «легкого дыхания» «фоменок», ставшего в итоге фирменным почерком артистов его школы. Параллельно с педагогической работой он продолжал ставить спектакли на сценах московских театров. Всего Петром Фоменко было создано более 60 спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Вроцлава, Зальцбурга, Парижа. В середине 90-х годов создал собственный театр «Мастерская Петра Фоменко», основу труппы которого составили выпускники ГИТИСа, обучавшиеся у Петра Фоменко. В 2003 году Фоменко ушел из педагогики, которой отдал более 20 лет.
«Нет у меня никаких концепций, концептуальных построений. Для меня самое главное – сохранить, развить театр, обеспечить творческий рост труппы. Меня так долго отовсюду выгоняли, такое долгое время мы жили без крыши над головой, что кажется, будто жизнь театра и успех его работы во многом зависят от каких-то самых разных факторов. Мы так мечтали о собственной крыше, что, возможно, именно это и заставляло нас каждой работой доказывать свое право на это», – рассказывал о своем театре Петр Фоменко.
Хотя главным делом всей жизни Петра Фоменко был театр, он оставил свой след и в истории кинематографии. Так, он написал сценарий для фильма «На всю оставшуюся жизнь», который сам же и снял. Кроме того, он выступил режиссером на съемках фильмов «Поездки на старом автомобиле» и «Почти смешная история». Также он сам снялся в нескольких фильмах: «Черный монах», «Джентльмены из Конгресса» и «Поездки на старом автомобиле». У Фоменко долгое время не было постоянного места службы, это и подтолкнуло его к работе на телевидении, а затем к созданию телеспектаклей. На его счету множество телеспектаклей, среди которых «Новеллы о Ходже Насреддине», «Пиковая дама», «Детство. Отрочество. Юность», «Семейное счастье», «Выстрел», «Гробовщик» и «Метель».
«Театр принадлежит актерам, и они свободны при условии, что ты держишь их в ежовых рукавицах. Причем, чем больше любишь актеров, тем больше их нужно держать в руках. Тогда они свободны для творчества».
Подробнее в сюжете: Театр