В 2007 году Стив Джобс вышел на сцену и заявил, что мир уже никогда не будет прежним. Презентация самого первого iPhone вошла в историю: глава Apple оказался прав, и не только в том, что напророчил пальму первенства своему детищу, но и потому, что верно обозначил причины - великим iPhone сделают интерфейс и дизайн.
iPhone изменил индустрию рынка мобильных телефонов, его экономику и, во многом, повлиял на общество в целом. Однако с технологической точки зрения, смартфон от производителя компьютеров Mac не был инновационным продуктом.
Программное обеспечение и дизайн интерфейса мобильного гаджета Apple к тому времени уже опробовала на первых, но уже успешных плеерах iPod. Не были уже чем-то уникальным и сенсорные дисплеи: они появлялись на некоторых моделях телефонов и ранних планшетах, среди которых был и первый карманный коммуникатор Apple - Newton.
Более того, первый iPhone уступал топовым телефонам финской Nokia по качеству камеры и скорости передачи данных. Что же так быстро сделало iPhone устройством номер один в уже довольно широком ассортименте мобильных телефонов? Apple изменила подход в целом: позиционировала новое устройство не как новую модель телефона, а как полноценный карманный компьютер, который, к тому же, умеет совершать и принимать звонки.
Спустя десять лет после появления первого iPhone, трудно представить себе, что способно вывести индустрию смартфонов с технологической точки зрения на новый виток развития в 2017 году. Отчасти, в связи с тем, что iPhone и последовавший за ним бум развития рынка смартфонов создали технологическую инфраструктуру карманных компьютеров с потенциалом почти бесконечного развития (расширения). IPhone изменил игру не благодаря технологиям, которые использовала Apple, и классному пользовательскому интерфейсу, а, скорее, в результате воображения и смелости его создателей.
Дизайнеры iPhone создавали телефон и компьютер в одном устройстве. В компании волновались, что успех смартфона негативно скажется на продажах плеера iPod, который к тому времени показал себя революционным устройством в плане цифрового взаимодействия с музыкой. Nokia, в то время крупнейший игрок на рынке мобильных телефонов, тоже боялась, что iPhone вытеснит с рынка их текущих лидеров продаж - мобильные телефоны с более простым программным обеспечением и мобильной платформой, но снискавшие популярность у самых разных категорий пользователей.
В итоге Apple установила на iPhone полноценную компьютерную операционную систему и создала ряд первых совместимых с ней приложений. Помимо базовой программы непосредственно для осуществления телефонных звонков, приложения сразу давали пользователям более удобный опыт взаимодействия даже с базовыми функциями устройства: новый способ отображать голосовые сообщения и новую систему, структурирующую текстовые сообщения. Ряд приложений был связан с компьютерным функционалом - приложения для работы с электронной почтой и интернетом. От перенесения в смартфон и функций аудиоплеера Apple не отказалась, тем не менее iPod в популярности не потерял, но это уже вопрос маркетинга.
IPhone открыл бездну возможностей для разработки мобильных приложений, которая сразу начала активно заполняться. Приложения стали так актуальны, что вторая версия операционной системы для iPhone была усовершенствована под их удобную и легально допустимую установку.
Отношение пользователей и производителей к мобильным телефонам изменилось. И для Apple, и для других компаний программное обеспечение стало важнее, чем техническая начинка. Если раньше телефоны сравнивали по параметрам качества фотокамеры и объему памяти, то теперь на первое место встал вопрос о том, какие приложения сможет поддерживать смартфон и насколько быстро он сможет с ними работать.
Когда вышел iPhone, модельный ряд Nokia включал порядка двухсот телефонов, заточенных под самые разные нужды миллионов пользователей. В течение десяти лет Apple в целом, без учета действительно незначимых цветовых вариаций последних релизов, выпустила всего 14 моделей iPhone. Вопрос успешности устройства стал заключаться в функциональности и удобстве программного обеспечения, а не в разнообразии модификаций и попытке угодить разным запросам.
Такой сдвиг приоритетов оказал непосредственное влияние на экономику индустрии мобильных телефонов. Выручка стала зависеть не только от продажи самих устройств, но и от продвижения мобильных приложений и от их рекламных возможностей. Разработчикам пришлось делить выручку с компаниями, которые владеют мобильными операционными системами. Так, Apple принадлежит около 15 процентов рынка мобильных приложений, при этом доход ей приносят 80 процентов всего рынка смартфонов.
Теперь, если что-то и способно вывести технологический рынок на новый виток развития, то, с большой вероятностью, это будет связано со смартфонами и программным обеспечением. Виртуальная реальность, которая считается одним из самых перспективных сегментов развития инновационных возможностей, сейчас по факту представляет собой только установку специального приложения, а также некоторых технических характеристик смартфона, но не просит ничего кардинально нового. Реализация концепта «умного» дома при помощи подключения предметов быта к сети и объединенного автоматизированного управления тоже, по большей части, технически основана на установке датчиков, а отвечают за функциональность приложения. Управляет всем смартфон.
Ксения Сарычева