14:29 21/07/2017

Игрушки нашего детства: От Dendy до Тамагочи

Фото: Татьяна Константинова © «Мир 24»

Пожалуй, сложно найти человека, который ни разу не играл в эту игру.  На этой неделе свой день рождения отметила всемирно известная игра «Тетрис», которую изобрел советский программист Алексей Пажитнов. В основу «Тетриса» легла головоломка «Пентамино», в которой нужно было складывать геометрические фигуры в квадрат или прямоугольник. Кстати, помимо «Тетриса» Пажитнов изобрел множество других игр, но ни одна из них не стала такой популярной. 

Мы решили вспомнить, какие еще игры были популярны пару десятков лет назад.

Dendy


Легендарная Dendy стала символом эпохи 90-х и открыла дверь целому поколению геймеров. Dendy – это неофициальный аппаратный клон консоли третьего поколения Famicom японской фирмы Nintendo. Дело в том, что продукция японских разработчиков тогда не выпускалась в странах СНГ. Логотипом приставки стал маленький слоненок по имени Дэнди, которого создал российский художник Иван Максимов.

В продаже приставка появилась в конце 1992 года по цене 39 тысяч рублей (94 доллара) и сразу завоевала популярность миллионов потребителей. Об этом свидетельствует и размер продаж. Так, например, за два года он составил более миллиона экземпляров. Своей популярностью пиратская консоль обязана, безусловно, широкому ассортименту игр, выпускаемых для операционной системы NES. Самые популярные из них – «СуперМарио», «Мортал Комбат» и «Легенды Зельды».

С 1993 по 1996 года приставка оказалась на пике популярности в России. Тогда началась тотальная видеомания. Еще большее влияние на популярность Dendy оказал журнал «Видео-асс Dendy», который начал публиковаться в 1993 году. А начиная с 1994 года, на канале 2Х2 раз в неделею шла телепрограмма «Dendy – новая реальность». Кстати, одним из известных российских авторов и разработчиков игр для Dendy является программист Александр Чудов. Отметим, Dendy до сих пор продается в магазинах в современном варианте, а в интернете существуют сайты, на которых можно поиграть в Денди онлайн.

«Ну, погоди!»


«Ну, погоди!» - первая отечественная электронная игрушка по мотивам легендарного мультфильма. Главные герои игры – это Волк и Заяц из всем известного мультфильма «Ну, погоди!». Суть игры заключалась в том, чтобы собрать падающие яйца в корзину. Существовала легенда, что при достижении 1000 очков победитель увидит на экране мультфильм.

Электронная карманная игра «Ну, погоди!», известная также под названием «Электроника ИМ-02», появилась на прилавках магазинов в далеком 1984 году и сразу же стала хитом продаж. Розничная стоимость «Ну, погоди!» составляла 25 рублей.

Устройство также включало в себя функции часов и будильника. Когда звонил будильник, то на экране из окна домика появлялся Заяц и начинал звонить в колокольчик. Предшественником этой игры была игра с Микки Маусом вместо Волка, и его подружкой Минни вместо Зайца.

«Монополия»


История «Монополии» начинается в США в период Великой Депрессии. Ее автором и создателем стал в то время безработный Чарльз Дерроу, который таким образом хотел воплотить мечту стать богатым. В 1934 году он презентовал игру компании «Паркер Бразерс» с предложением ее массового выпуска для покупателей. Но компания не оценила его идею и дала отрицательный ответ. Но Чарльз Дерроу не отчаялся и решил сам наладить производство «Монополии» для продажи в одном из крупных магазинов Филадельфии.

В результате за год Дерроу изготовил вручную и реализовал более пяти тысяч образцов игры. «Монополия» так понравилась покупателям, что уже через год стала самой популярной игрой в стране. Основной целью каждого игрока является создание собственной монополии на рынке и обанкрочивание своих соперников всеми возможными способами. Отметим, самая долгая в истории «Монополии» игра длилась 1680 часов.

Кстати, самой дорогой версией «Монополии» стала «Монополия», которая была произведена знаменитым ювелиром Сидни Мобиллом. На сегодняшний день создано множество компьютерных версий «Монополии», игр для мобильных устройств, а также онлайн версий. Игра, ставшая классикой, передается из поколение в поколение, что сделало ее одной из самых популярных в мире.

«Слинки»


Пластиковая разноцветная пружинка была придумана в 1943 году инженером морских сил США Ричардом Джеймсом, который экспериментировал с пружинами с целью изобретения устройства для борьбы с качкой корабля. Однажды одна из таких пружин упала на пол и начала «шагать» по лестнице. Джеймс отнес пружину домой и показал жене, после чего Джеймс и его супруга Бетти начали массовое производство пружинки-слинки.

Существует две версии происхождения названия игрушки. Первое – от слов «snake like motion» - «змеиное движение». А второе от шведского слова slinky - «извилистый». В России ее называли просто – «радуга» или «пружинка». Кстати, изначально «Слинки» была скучного стального цвета, и только потом, когда китайские мастера начали подделывать игрушку, она приобрела более яркий вид. Именно такой игрушка и появилась в 90-е годы в России и мгновенно завоевала популярность среди детей.

С самого появления в продаже «Слинки» приобрела невиданную популярность. Ее покупали не только дети, но и взрослые. Причем, находили ей самое разное применение. Так, например, ее использовали в качестве подставки для письменных принадлежностей, браслета, гирлянды, а во время войны во Вьетнаме американская армия и вовсе использовала «Слинки» в качестве портативной антенны.

Тамагочи


Многие дети всегда мечтали о собственном питомце, но не все родители торопились обременять себя заботой о животном. Поэтому сотрудница отдела маркетинга японского производителя игрушек Bandai – третьей в мире по величине корпорации игрушек - Аки Маита из Японии в 1996 году создала виртуального питомца или Тамагочи, покорившего весь мир.

Смысл игры заключался в наблюдении за жизнью питомца. В первых версиях можно было играть только за одного питомца, но в последующих версиях были добавлены новые персонажи. Тамагочи представлял собой пластмассовый брелок, напоминающий куриное яйцо, внутри которого находился электронный «мозг» виртуального питомца. Слово «Тамагочи» образовано от слияния слова tomago - «яйцо» и английского watch - «смотреть». И за яйцом действительно приходилось постоянно смотреть.

Дети брали его всюду с собой, потому что за полдня без внимания их питомец мог просто погибнуть. Согласно легенде, Тамагочи – это виртуальные питомцы, которые прилетели на Землю с другой планеты. Но земные условия не подходили им для жизни, потому специально для них были сделаны защитные скафандры, в которых те могли бы жить. Но одной защитной капсулы было мало, поэтому за потребностями питомца нужно было постоянно следить и своевременно их удовлетворять.

Сотки


История соток началась в 20-х годах ХХ века на Гавайях, когда работники молочного завода играли в перерывах картонными крышками от бутылок с молоком. Считается, что на острова игру привезли японские переселенцы в начале прошлого века. Японская игра отличалась лишь тем, что вместо фишек игроки били по красочным картам. К началу 90-х завод перестал производить картонные крышки, а гавайцы продолжили играть в фишки.

Вскоре новый менеджер по маркетингу Чарли Налепа выпустил новый сок и приложил к каждой пачке фишки. Позже сотки стали использовать в младших классах школ для обучения детей арифметике. Именно тогда и начался рост популярности этой игры.

В 1993 году американский предприниматель Алан Рыпински выкупил торговую марку POG у гавайского молокозавода и основал всемирную федерацию игры в POG. Вскоре в эту играл начала играть вся Америка, а затем и весь мир. Яркие, разной ценности и серий фишки коллекционировали тогда все школьники.

В начале 90-х ежегодно проводился американский национальный турнир по соткам. Проходил он 7 февраля в честь дня рождения изобретателя игры. Вскоре многие компании начали выпуск собственных фишек.

Суть игры заключалась в том, чтобы выиграть как можно больше соток. Для этого игроки собирали сотки в стопку и ударяли ими об пол. Если игроки использовали биты, то стопка с сотками устанавливалась на пол, а удар осуществлялся битой. Игрок забирал те фишки, которые переворачивались от удара.

Game boy


Game boy – это игровая приставка, которая кардинально отличалась от привычных приставок, в первую очередь, своей портативностью. Разработчиком этой модели портативной приставки стал Гумпей Йокой.

Game boy , появившийся в Японии 21 апреля 1989 года, продавался тогда за 12, 5 тысяч йен. Сразу было куплено 300 тысяч устройств. Оригинальный Game boy 1989 года обладал скромным монохромным дисплеем и 8-битовым процессором. В 1996 году вышла более легкая версия Game boy Pocket, а затем появилась модель Game Boy Color. В начале 2000-х компания начала активно продвигать новый модельный ряд – Game Boy Advance.

В 1993 году космонавт Александр Серебров взял с собой на станцию «Мир» приставку, которая облетела Землю три тысячи раз. Позже ее выставили на аукционе в Нью-Йорке. Приставка сопровождалась запиской космонавта: «Как и все космонавты, я люблю спорт. Мои фавориты – футбол и плавание. Во время полета, в редкие минуты отдыха, я любил играть на Game Boy».

Татьяна Поддубская