12 августа 2017 года Военно-воздушным силам России исполняется 105 лет. Именно в этот день в 1912 году император Николай II издал указ о формировании при Главном инженерном управлении Генерального штаба специального воздухоплавательного отдела, разработавшего план создания отечественных ВВС. Таким образом, был создан новый род войск, позднее трансформировавшийся в Императорский военно-воздушный флот.
С тех пор военно-воздушные силы России прошли путь от фанерных аэропланов до сверхзвуковых самолетов четвертого поколения. Они стали гордостью нашей армии, одним из самых элитных родов войск. Служить в них во все времена считалось делом почетным и престижным. В день рождения отечественных ВВС «МИР 24» вспоминает основные исторические факты о них и публикует почти невероятные, но все же абсолютно правдивые истории о полетах разных эпох.
Военно-воздушные силы Российской империи существовали с 1912 по 1917 год. Далеко не все знают, что на момент начала Первой мировой войны летом 1914 года Россия имела самый мощный в мире воздушный флот и самый большой парк самолетов. В строю находилось 244 самолета в 39 авиаотрядах. Россия была также единственной на тот момент страной, имевшей и бомбардировочную авиацию дальнего действия – воздушные корабли «Илья Муромец», созданные под руководством Игоря Сикорского на Русско-Балтийском заводе. Этому предшествовало создание в 1904 году под руководством Николая Жуковского первого аэродинамического института в Кашино под Москвой.
Воздушный флот, успешно опробованный еще в 1911-1913 годах в итало-турецкой и балканских войнах, представлял собой достаточно грозную по тем временам силу. Летчики обучались в двух летных школах – Гатчинской и Севастопольской. И к началу войны на каждый самолет приходилось в среднем по два профессиональных летчика. Кстати, набирали их поначалу из морских офицеров, что навсегда закрепилось в терминологии. Отсюда, например, само название «воздушный флот».
Во время войны летчиков стало больше. Школы авиаторов появились в Москве, Одессе и Петрограде. А вот ремонтная база была слабая, да и заводы не успевали строить новые машины. Поэтому аэропланы покупали за рубежом. Тем не менее, к лету 1916 года императорские ВВС состояли уже из 135 авиаотрядов, которые эффективно участвовали в боевых действиях, занимались разведкой и корректировкой артогня, а также и собственно бомбардировкой сил противника. При этом надо понимаь, что представлял собою воздушный флот тех времен.
Максимум времени — четыре часа— мог летать аэроплан «Вуазен».Самым скоростным и высотным считался биплан «Спад». Он мог набрать высоту 6.800 метров и развивал скорость до 208 км/ч. Самым тяжелым был «Кодрон» с массой 1.750 кг. При этом ни аэронавигационного оборудования, ни средств связи с землей еще не было.
А вот виртуозы-летчики уже были! К легендарным и героическим событиям того времени относится выполненная Петром Нестеровым замкнутая петля в вертикальной плоскости, которую называли «мертвой». К тому времени уже несколько раз авиаторы пытались ее выполнить, но все эксперименты заканчивались трагически — машины, не выдержав перегрузок, разрушались в воздухе. А вот Нестеров впервые в истории справился с этой задачей!
Но наградить смельчака командование не успело. 8 сентября 1914 года пилот героически погиб, совершив первый в истории ВВС воздушный таран.
Не только военные действия принесли славу российскому императорскому воздушному флоту. Именно русские авиаторы совершили первые арктические полеты, положив начало созданию полярной авиации. Это произошло в том же 1914 году. В поисках пропавшей экспедиции Георгия Седова летчик Ян Нагурский исследовал с воздуха около 1060 км льдов и побережья Новой Земли.
Славная история императорского воздушного флота окончилась в 1917 году, когда революция и последовавший за нею развал вооруженных сил затормозили на долгие годы развитие отечественной авиации. Большинство российских авиаконструкторов и авиаторов оказались в эмиграции. Многим из них обязана своим дальнейшим расцветом авиационная промышленность США, Франции, Германии и других стран.
В 1918 году был основан Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ), который прибрал к рукам боевую авиацию, доставшуюся в наследство от императорской России. Правда, потребовалось более 10 лет, чтобы модернизировать устаревший к тому времени парк самолетов и наладить выпуск новых летательных аппаратов, а также подготовить в достаточном количестве летчиков для них. Производство истребителей Поликарпова и бомбардировщиков Туполева удалось наладить лишь к концу 30-х годов.
Нельзя не вспомнить самого знаменитого летчика этого времени — Валерия Чкалова. Летчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза, он был легендой молодой советской авиации. Чкалов разработал ряд новых фигур высшего пилотажа, а также совершил в 1936-1937 годах легендарные беспосадочные перелеты Москва — о. Удд (Дальний Восток) и Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) со вторым пилотом Георгием Байдуковым и штурманом Александром Беляковым.
Первыми серьезным испытаниями для Рабоче-крестьянского воздушного флота стало участие в гражданской войне в Испании в 1936-1939 годах, а затем — в Советско-Финской войне в 1939 году, где количество боевых и разведывательных вылетов отечественных авиаторов достигло цифры 100 тысяч. В это время перед самой войной набирает обороты производство советских военных самолетов разных типов, включая новые истребители: МиГ-3 и Як-1. Авиапром достигает небывалой скорости производства: до 50 боевых самолетов в сутки. Это гораздо больше, чем выпускала в это время Германия.Первое, что делает гитлеровская Германия в первый день войны, — совершает стремительные авианалеты на аэродромы, и успевает уничтожить почти две тысячи советских боевых самолетов, которые даже не успели подняться в воздух.
Тем не менее, советский воздушный флот скоро снова стал грозной силой. Уже к сентябрю 1941 года выпуск новых боевых машин достиг 100 штук в сутки. Плюс поставки самолетов и вооружений по ленд-лизу от США и других западных союзников, начиная с октября 1941 года — всего за время войны по ленд-лизу было получено 18659 самолетов различных типов.
Обучение пилотов шло ускоренными темпами: за годы войны в СССР было подготовлено также 44093 летчика. И какие это были летчики! Каждый — герой, на счету которого сотни боевых вылетов! Даже горящие самолеты они превращали в смертоносное оружие. Вот только несколько подвигов, которые совершили авиаторы того времени.
5 августа 1939 года во время советско-японского конфликта на Халхин-Голе советский летчик Михаил Ююкин совершил первый в истории советской авиации таран наземной цели. Он направил горящий самолет прямо в скопление японских войск
Один из самых известных авиатаранов — подвиг Николая Гастелло. 26 июня 1941 года он направил горящую машину на механизированную колонну немцев.
30 сентября 1943 года около Ленинграда в районе Гатчины подвиг своих предшественников повторил советский летчик Василий Гречишкин, совершивший к тому времени уже 152 боевых вылета. Летчик направил свою подбитую машину на вражеские артиллерийские батареи.
17 январе 1944 года во время операции по окончательному снятию блокады Ленинграда эскадрилья старшего лейтенанта Михаила Шаронова атаковала автоколонну с горючим и боеприпасами, двигавшуюся к фронту. Во время третьего захода истребитель Шаронова был подбит огнем зенитной артиллерии. Тогда летчик направил свой горящий самолет прямо в автоколонну.
10 августа 1944 года командир эскадрильи Сергей Герасимов, обнаружил в ходе разведывательного полета сразу два германских эшелона с топливом. Самолет его был сбит и начал падать. Тогда герой направил горящий штурмовик прямо на эшелон с топливом и совершил огненный таран, невероятной силы, в результате которого был уничтожен один из вражеских эшелонов.
Ровно через год 10 августа 1945 года по время воздушного штурма порта Расин в Японском море летчик Михаил Янко в последний раз за период Второй мировой войны совершил таран наземной цели. Он направил горящую машину на военный объект.
После победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, началась масштабная модернизация ВВС и наращивание их мощи. К концу 80-х годов отечественные военно-воздушные силы были самыми мощными в мире. В их распоряжении было свыше 10 тысяч современных боевых самолетов и хорошо развитая наземная инфраструктура.
Все это время между СССР и США происходило не только ожесточенное соперничество за первенство в небе, но и прямые провокации и столкновения. О том, как любили проучить американских пилотов наши летчики, свидетельствует такая история.
В середине 70-х годов, во время войны в Анголе кубинские летчики были переброшены в Африку. Их место, чтобы не ослаблять авиационную группировку на самой Кубе, заняли советские пилоты. Ради сохранения секретности, разговоры в эфире вели на испанском. Конечно, это не могло обмануть американских пилотов, они прекрасно знали, кто летает на кубинских самолетах, и начали вести себя все более вызывающе.
Дело в том, что на вооружении кубинских ВВС не было высотных перехватчиков. Пользуясь этим, американские самолеты-разведчики SR-71 летали прямо над ними и чувствовали себя в безопасности. Наши пилоты решили положить этому конец. Они выбрали самолет с самым мощным движком и убрали из него все вооружение и вообще все, что только можно было убрать, чтобы сделать машину максимально легкой.
Лететь решил сам командир эскадрильи, а весь личный состав замер от волнения на командном пункте наведения, чтобы и слышать радиообмен американских летчиков, и видеть на экранах локаторов, что происходит в небе.
Когда американский самолет-разведчик начал приближаться к аэродрому, держась на недосягаемой для кубинских ВВС высоте, кубинский истребитель с нашим пилотом внутри сперва стал разгоняться, а затем, достигнув более чем двукратной скорости звука, в точно рассчитанный момент резко пошел вверх. Внешне он выглядел, как достаточно грозный боевой самолет, ведь о том, что все вооружение с него снято, американские «коллеги» не подозревали. Впрочем, они некоторое время еще лениво переговаривались в радиоэфире, уверенные, что они вне досягаемости.
Когда наш самолет преодолел максимально доступную для самолетов этого класса высоту, переговоры американцев в эфире стали сперва напряженными, потом нервными, и, наконец, в них зазвучали панические нотки.
— Джон, быстро уходи, уходи, он уже выше тебя! — кричал оператор американского пункта наведения.
А наш самолет уже сверху настигал американского разведчика, и, приближаясь, для пущей острастки сообщил в эфир лениво, на ломанном испанском:
— Цель в захвате, к пуску готов!
История умалчивает, в каком состоянии вернулся на свою базу американский разведчик, но больше месяца самолеты США вообще не летали в сторону Кубы.
За свою историю советская авиация прошла путь от «этажерок» на которых и от земли-то страшно оторваться, до боевых машин четвертого поколения — сверхманевренных, со значительно более высоким боевым потенциалом, чем все предыдущие. Но соперничество в воздухе продолжается, ведь США разрабатывают уже машины пятого поколения.
Сегодня российская военная авиация выполняет оборонные, стратегические и разведывательные задачи. В составе ВВС России — дальняя, фронтовая, военно-транспортная и армейская авиация. В ее подразделения входят бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная, транспортная и специальная авиация.
В 2015 году, в соответствии с указом президента России, Военно-воздушные силы были объединены с войсками Воздушно-космической обороны и составили новый вид войск — Воздушно-космические силы России (ВКС РФ).