Недавно Москву признали самым удобным российским городом среди миллионников. Составители «Индекса качества городской среды» оценивали в том числе состояние озелененных пространств (с точки зрения комфорта, безопасности, экологичности и прочих показателей). Наряду с этим нередко можно услышать, что в Москве почти не осталось здоровых деревьев, и поэтому зеленому фонду требуется обновление. «МИР 24» узнал, что происходит с зелеными насаждениями в столице, а также как правильно сажать деревья, когда их можно спиливать, и почему полезны ураганы. Об этом рассказал кандидат биологических наук, заместитель директора Ботанического сада МГУ Александр Раппопорт.
- Сейчас много говорят о том, что пришло время обновлять зеленый фонд столицы. Что происходит с зелеными насаждениями в Москве? Как вы оцениваете их состояние?
В московских дворах у деревьев, как правило, состояние хуже, чем на бульварах, если говорить о средних показателях. Такая ситуация сложилась, потому что посадки были загущены. Жители стремятся что-нибудь посадить во дворах, ведь им приятно знать, что они посадили дерево. Но никто при этом не думает, что посадки становятся слишком густыми, и деревья начинают болеть.
Экологическая ситуация в Москве была бы на порядок лучше, если бы деревья не высаживали так густо и ухаживали за травяным покровом активнее. В целом зеленый фонд Москвы в нормальном состоянии, я категорически против того, чтобы его обновляли. Надо понимать, что это экосистема, а не автомобиль, логика «новый всегда лучше старого» здесь не работает. Чем насаждения старше, тем они богаче, разнообразнее и ценнее с экологической точки зрения.
Кроме того, мало кто учитывает, как для зеленых насаждений важны птицы. Чтобы они прижились, должно пройти время. Так, к примеру, сейчас мы ведем мониторинг биоты парка «Зарядье». Пока там есть три вида птиц – голуби, вороны и дрозды-рябинники. Но когда строительство завершится, станет потише, деревья немного подрастут, то там появятся еще и славки, пеночки, соловьи, дятлы и многие другие. Моментально появиться на только что посаженных деревьях все они не смогут. Но без них деревья будут страдать от насекомых-вредителей.
- Тогда почему активно распространяется информация о необходимости обновления зеленого фонда?
Потому что так у нас устроено освоение бюджета. Это то же самое, что менять гранитный бордюр на новый гранитный бордюр, но только в нашем случае экосистеме города наносится огромный вред. Я бы это явление назвал экоцидом. За бюджетные средства уничтожается природа Москвы.
К сожалению, многие москвичи думают так: сейчас мы посадим новые деревца, и через четыре года здесь будет город-сад с молодыми липами вместо старых тополей. Этого не происходит, потому что уровень загрязнения атмосферы очень высокий. Почва тоже загрязнена, потому что зимой грязный снег с реагентами дворники убирают под деревья. Должного ухода за ними также не осуществляется, а ведь деревьям помимо полива нужны еще подкормка, рыхление почвы, санитарная и формовочная обрезка, обработка от вредителей. Все это не позволяет надеяться, что молодые деревья станут большими и красивыми.
- В какие случаях деревья можно спиливать?
Сносить старые деревья и сажать новые очень вредно для экосистемы. Это нужно делать только тогда, когда специалист определит, что дерево представляет опасность и может упасть.
Есть уникальные насаждения, которые представляют экологическую и культурную ценность. Это, например, известный «Пушкинский» дуб на Тверском бульваре, дубы в Коломенском, лиственница, посаженная Петром I в филиале Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород». Хорошо, что ни у кого не возникает идеи срубить эти известные растения.
Хотелось бы такого же отношения ко многим другим старым и большим деревьям, про которые не известно так много. Их безвестность – не повод для «омолаживания». Это повод больше про них узнать и постараться им помочь дальше расти в нашем городе и радовать москвичей своей зеленью.
- Если житель Москвы сам хочет посадить дерево, как ему лучше это сделать, чтобы не нанести вред окружающей среде?
Сейчас департамент природопользования реализует программу «Миллион деревьев». Посадку можно осуществить через управу района. Насколько я знаю, согласование будущей посадки происходит очень быстро, и желающим могут предоставить посадочный материал.
При этом в процессе посадки участвовать можно самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам. Жителям следует учитывать, что, если дерево погибнет по каким-то причинам, то департамент не будет нести ответственность. Это та нерешенная проблема, о которой я уже говорил – в Москве много желающих сажать деревья, но мало кто хочет ухаживать за ними.
- Москвичи часто сажают в день свадьбы или рождения ребенка клены, сирень и каштаны. Как правильно ухаживать за этими деревьями?
Да, есть такая традиция. И хорошо, когда правильно удается выбрать место. Еще раз повторю, что нельзя самовольно сажать деревья в городе, можно при посадке порвать какой-то важный кабель или посадить в том месте, где через год-два начнется какое-то строительство. И будет очень обидно, что такое памятное дерево погибло.
Что касается ухода, то самое важное – это полив в первые три года, особенно в первый год после посадки. Поливать надо обильно, не менее 20 литров за один раз на небольшое дерево. И таких поливов должно быть не меньше пяти даже в такое дождливое лето, как в этом году. А если год сухой – то и до 15 раз.
Еще очень рекомендую по периметру дерева установить кольцо высотой 50 сантиметров и с таким же диаметром из сетки пластиковой или металлической. Это защитит молодое деревце от собак, которые любят помечать вновь появляющиеся на их территории деревья. Весной надо вырезать все поломанные и слабые побеги, тогда крона будет лучше формироваться.
Александр Раппопорт. Фото предоставлено Александром Раппопортом
- Ураганы, которые были в столице в мае и июне, повредили много старых деревьев. В основном это были тополи. Какой ущерб нанесен экосистеме Москвы? Сколько ресурсов и времени понадобится, чтобы восстановить эти насаждения?
Всего повалило порядка 14 тысяч деревьев. Для сравнения: за год в Москве высаживают примерно 25 тысяч. Но так как деревья падали в основном в загущенных посадках, урон экосистеме нанесен несущественный. Новые деревья на месте упавших высаживать не стоит, это будет пустая трата ресурсов. Дело в том, что старые деревья, соседние с теми, что упали, имеют мощные кроны и корневую систему, они будут угнетать молодые насаждения.
Лучше просто дать время старым деревьям. В течение трех-пяти лет они разрастутся, прогалин видно не будет.
Нужно понимать, что ветер, в том числе ураганный, необходим деревьям. Для них это способ очистки от сухих веток, которые самостоятельно сбросить они не могут. Когда ветки отпадают, освобождается место для разрастания новых. То есть ураганы неслучайно предусмотрены природой.
- Летом в Москве можно часто увидеть, как спиливают деревья. Как узнать, что это происходит законно?
Нужно подойти к бригадиру и попросить его предъявить порубочный билет. Если он откажется это делать, нужно сообщить об этом на горячую линию в Департамент природопользования, у сотрудников которого есть основание требовать предъявить этот документ, также нужно вызвать полицию.
- Считается ли тополь по-прежнему самым неприхотливым деревом для экологической обстановки Москвы?
Да, тополь на самом деле самое неприхотливое дерево, которое очень быстро растет, поглощает в большом объеме углекислый газ и выделяет кислород. Однако с недавнего времени тополя запретили сажать в Москве, как и клены ясенелистные (из-за низкой декоративности).
Тополей много сажали в советское время, и они не так плохи, какими их иногда представляют. Пух тополя, конечно, доставляет некоторые неудобства – он может переносить аллергены, угрожает пожарной безопасности. Но это очень важное дерево для города. Сейчас уже выведены сорта тополя, которые не образуют пух.
- Как вы считаете, каких деревьев не хватает Москве?
В Москве очень мало хвойных пород, но их обильно не сажают по понятной причине – они плохо переносят городские условия. Поры в хвоинках забиваются пылью, дерево не может нормально дышать, срок жизни хвоинок не три-четыре года, как в лесу, а два-три. Деревья растут медленнее и живут меньше, чем за городом. Лиственные деревья, в отличие от хвойных, дышат нормально, потому что очищаются от загрязнений, когда сбрасывают листья. Еще сейчас во многих районах Москвы стали сажать плодовые деревья. На мой взгляд, это хорошая инициатива, деревья могут прижиться и смотрятся симпатично.