Знаменитого советского композитора Микаэла Таривердиева не стало больше 20 лет назад. Он ушел из жизни 25 июля 1996 года, но созданные им мелодии «Снег над Ленинградом», «Вокзал прощания», «Двое в кафе», «Сумерки в Берлине» до сих пор любимы и узнаваемы с первых аккордов. Сегодня, 15 августа, Таривердиеву исполнилось бы 86 лет. «МИР 24» вспомнил главное о знаменитом маэстро советского кинематографа.
Микаэл Леонович Таривердиев появился на свет 15 августа 1931 года в грузинском городе Тифлис, современном Тбилиси. Его детство пришлось на годы подъема советских молодежных и юношеских организаций, поэтому уже в дошкольном возрасте мальчик был принят сразу в несколько спортивных кружков, в том числе - в группу конного спорта, бокса, был членом сборной республики по плаванию на дальние дистанции.
Параллельно со спортивным развитием Микаэл по настоянию родителей занялся музыкой - поступил на учебу в школу при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, а затем в музыкальное училище Тбилиси к известному в Грузии педагогу Шалве Мшвелидзе.
Спустя два года после окончания школы, уже после переезда в Москву, юный Таривердиев попал в класс другого заслуженного советского композитора - Арама Ильича Хачатуряна. Под его руководством он учился в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). К этому раннему периоду творчества относятся первые вокальные циклы Микаэля Таривердиева, а на выпускном концерте в Большом зале Московской консерватории в июне 1957 года состоялся его большой дебют в качестве композитора.
Также во время учебы юноша успел сняться в кино (ему досталась эпизодическая роль в киноповести Михаила Калика и Бориса Рыцарева «Юность наших отцов») и написать мелодии для нескольких советских фильмов, в том числе «До свидания, мальчики» (1968), «Человек идет за солнцем» (1961), «За бортом» (1958), «Мой младший брат» (1962). До славы, которая пришла к Таривердиеву в начале 70-х благодаря кино, оставались считанные месяцы.
Фото: Борис Кауфман, РИА Новости
В 60-х годах у Микаэла Таривердиева начался страстный роман с актрисой Людмилой Максаковой, будущей звездой ленты «Татьянин день» режиссера Исидора Анненского. Их отношениям приписывают историю, которую позже использовал Эльдар Рязанов в сценарии картины «Вокзал для двоих».
По одной из версий, летом 1965 года Таривердиев и Максакова ехали по Ленинградскому проспекту, и Максакова, находившаяся за рулем, в темноте не заметила пешехода. По неосторожности актриса сбила мужчину насмерть. Когда на место прибыли сотрудники ГАИ, Микаэл Таривердиев изменил показания и сообщил, что за рулем в момент аварии был он. Композитора осудили на два года, но затем освободили по амнистии. После окончания разбирательства Таривердиев сам решил оборвать отношения с балованной красоткой, которая так и не вступилась за него в трудную минуту.
К временам первой бурной влюбленности относится сильнейший творческий подъем композитора: он пишет музыкальные темы к лентам «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» (1964), «Саша-Сашенька» (1966), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), «Король-олень», в котором дебютировала Алла Пугачева (1969) и «Семнадцать мгновений весны» (1973).
Кстати, к предложению режиссера Татьяны Лиозновой написать музыку для фильма о знаменитом Штирлице Микаэл Таривердиев сначала отнесся прохладно, ведь до этого он уже работал с жанром «шпионской драмы», написав музыкальные темы для цикла картин «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Земля, до востребования» режиссера Вениамина Дормана. Но, ознакомившись со сценарием, композитор все-таки согласился. Сегодня представить любимый миллионами фильм «Семнадцать мгновений весны» без темы Таривердиева просто невозможно.
Всего за свою карьеру композитор написал музыку более чем к 130 фильмам, а также более чем к 30 спектаклям театров «Современник» («Назначение», «Восхождение на Фудзияму»), «Ленкома» («Прощай, оружие!»), Театра на Таганке («Герой нашего времени»), Театра имени Моссовета («Прощай»), Театра имени Ермоловой («Мария Стюарт») и др.
С начала 70-х годов музыкальные театры с успехом ставили балеты и оперы по музыке Микаэла Таривердиева. Среди его сочинений - два концерта для скрипки с оркестром, концерт для альта и струнного оркестра, написанный по заказу Юрия Башмета, симфония для органа, хоральные прелюдии, балеты «Девочка на шаре», «Девушка и смерть», «Поэма о счастье», оперы «Граф Калиостро» и «Кто ты?», созданные для Камерного музыкального театра Бориса Покровского.
Фото: Виталий Карпов, РИА Новости
В зрелом возрасте Таривердиев нередко возвращался к жанру вокальных циклов, выбирая для своих мелодий не только поэтические, но и прозаические произведения. Главный критерий для отбора текстов композитор формулировал так: «Мне нужны лучшие стихи, и не важно на каком языке и в какую эпоху они были написаны».
Он создал целый цикл для голоса и фортепиано на слова средневековых японских поэтов («Акварели»), на сонеты Уильяма Шекспира, прозу Эрнеста Хемингуэя, писал музыку для стихов индийских, российских и советских поэтов Марины Цветаевой, Михаила Светлова, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Владимира Маяковского и Евгения Евтушенко. Лучшие из них, в том числе «Мне нравится», «Никого не будет в доме», «Со мною вот что происходит», «Я спросил у ясеня», «По улице моей», «Мгновения» вошли в золотой фонд музыки советских кинофильмов.
В 1977 году его творчество впервые отметили Государственной премией СССР за тему к фильму «Ирония судьбы, или с легким паром!», а всего через год Таривердиев стал лауреатом премии Американской академии музыки за сюиту к кинофильму «Ольга Сергеевна».
Всего за свою карьеру Таривердиев 18 раз номинировался на получение международных премий, в том числе получал статуэтки премии «Ника» в 1990, 1993 и 1996 годах. В 2002 году он даже вошел в Книгу рекордов Гиннеса как обладатель самого большого количества премий за музыку, написанную для кинематографа.
С 1979 года уже знаменитый композитор активно занялся общественной деятельностью - возглавил секретариат Союза композиторов РСФСР, а затем и гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России. К этому времени он уже успел дважды жениться и развестись, пока, наконец, в 1983 году не нашел свою главную музу - Веру Гориславовну. Вместе они прожили 13 лет.
Микаэла Таривердиева не стало утром 25 июля 1996 года в Сочи. Знаменитого композитора похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. Через год после смерти маэстро его супруга издала автобиографическую книгу «Я просто живу», начатую Таривердиевым в 1994 году. Еще через год она выпустила роман «Биография музыки», где рассказала о жизни и творчестве одного из самых гениальных композиторов Советского Союза.
Надежда Сережкина
Подробнее в сюжете: Музыкальная шкатулка