<script async custom-element="amp-instagram" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-instagram-0.1.js"></script>
На Youtube продолжает набирать популярность видеоролик рэп-баттла между Оксимироном и Гнойным (он же Слава КПСС). Количество просмотров приблизилось к 11 миллионам. Доходы организаторов состязания уже оценили в 4-5 миллионов рублей.
Оксимирон впервые проиграл баттл, и многие любители хип-хоп-культуры по этой причине уже окрестили Гнойного рэп-Трампом и сочли, что судей подкупили. «МИР 24» собрал самые интересные мнения об участниках рэп-баттла.
Зрителям, не знакомым с культурой рэп-баттла, может показаться, что череда зарифмованных нелицеприятных высказываний – импровизация в чистом виде. Это не так. Участники баттлов создают и заучивают тексты заранее, поскольку знают, что будут ограничены по времени. В их интересах уместить в выступление железный стих, облитый если не горечью, то, как минимум, злостью.
При этом изначально жанр баттла, зародившийся в США, требовал от его участников спонтанности и импровизации, а рифмоплетство на скорую руку сопровождалось музыкальным битом. В рабовладельческой Америке существовал такой вид развлечения - устраивать словесные поединки между рабами. Как нетрудно догадаться, устный обмен любезностями стравленных рабов очень часто заканчивался рукоприкладством. Рабовладельцев эта игра приводила в дикий восторг.
Расцвет баттлов на открытых площадках Америки пришелся на 1980-1990-е годы. Число соперников не ограничивалось двумя людьми, и они, как, впрочем, и сейчас, не брезговали обсценной лексикой. В начале нулевых рэп-баттлы перекочевали на телевидение, там появилось множество шоу с состязаниями рэперов. Смысловым итогом популярности баттл-культуры стал фильм «Восьмая миля». Роль белого парня, который пытается участвовать в рэп-поединках наравне с афроамериканцами, в нем исполнил Эминем.
Но вернемся к Оксимирону. Несколько секунд прослушивания любой его песни достаточно, чтобы заметить, как сильно его речитатив напоминает скороговорку. В ней расслышать и понять удается далеко не все слова. Культуролог и литературный критик Алексей Машевский объясняет эту особенность тем, что произведения Оксимирона направлены на эмоциональную выразительность при ослабленном смысловом контексте.
«Если вы возьмете тексты Оксимирона и начнете их просто читать, то обнаружите, что это по большей части набор перечислений», - заявляет эксперт в своей лекции. - Эти стихи динамичны только потому, что у них есть ритм, но с точки зрения событий, которые там происходят, они абсолютно нединамичны. С точки зрения лексики демонстрируется крутость – человек знает много разных слов, причем умеет соединять их в таких странных и ярких сочетаниях, которые сразу запоминаются».
По мнению Машевского, этот принцип активно использовал в своей поэзии Иосиф Бродский, который во многих произведениях следовал традиции европейского барокко: поразить воображение читателей необычными словесными формами. То же самое делает Оксимирон со своими слушателями.
Филолог также считает уместным сопоставить речитативы рэпера с первобытной магией, а именно – древней практикой произношения заклинаний, способной оказывать сильное воздействие на человеческое сознание. «Забавно, что вся толпа поклонников думает, что имеет дело с новейшим явлением. На самом деле они обращаются к фантастической архаике», - полагает Машевский.
А поэт, ведущий поэтических слэм-конкурсов в Москве Андрей Родионов написал на своей странице в Facebook, что Гнойному помог победить его «веселый смешной гон» и признал, что в его текстах есть поэтическая составляющая.
Известный продюсер Максим Фадеев полагает, что Оксимирон мог уступить своему сопернику из-за собственной самовлюбленности.
Сам рэпер подчеркнул, что поражение в поединке свидетельствует о том, что он не превратился за годы популярности в «забронзовевшую статую» и не боится быть проигравшим.