Сегодня день рождения русской тельняшки. Именно 19 августа 1874 года император Александр II подписал указ о введении новой амуниции для моряков. Среди прочего были утверждены для ношения нательные рубахи с рисунком из горизонтальных синих и белых полос.
Историки утверждают, что первыми полосатые робы стали носить рыбаки из французской провинции Бретань, расположенной на одноименном полуострове. Считалось, что полосатая одежда оберегает их от нечисти: морских бесов, русалок, ундин.
Именно бретонцы привнесли этот пестрый предмет гардероба в униформу голландских моряков, поскольку активно нанимались на службу в голландский флот. Однако, поступая на службу, они были вынуждены отказываться от своих рыбацких роб и одеваться в морскую форму. Чтобы иметь на себе хоть что-то полосатое в качестве оберега, они стали носить вязаные полосатые нательные рубахи, которые не стесняли движения, не мялись и отлично согревали. Это прижилось, и «бретонские рубахи» стали частью амуниции всех голландских моряков.
Те же, в свою очередь, стали законодателями морской моды во времена Петра I. Российский император, правда, позаимствовал для своего флота всю голландскую униформу, кроме рубах. Однако моряки торговых судов все же красовались в тельняшках, которые покупали в далеких портах и привозили домой, чтобы блеснуть заморским шиком. И только адмирал русского флота Константин Николаевич Романов, которому моряки расписывали удобство и практичность полосатых фуфаек, предложил включить их в новую форму.
Как уже было сказано, бретонские рыбаки носили полосатые рубашки из суеверных соображений, приписывая им свойства оберега. Интересно, что в средневековье полосатая одежда считалась одеждой изгоев, которые отделяют себя от всего общества. Об этом написал целую книгу один из лучших специалистов по средневековой символике, историк Мишель Пастуро. «Дьявольская одежда: история полосок и полосатой ткани» – так она называется. Вот что он пишет: «Начиная с XII-XIII столетия, сохранилась обильная документация, свидетельствующая о том, что полосатая одежда считалась прямо-таки дьявольской». Полосатое платье полагалось носить разного рода изгоям: циркачам, шутам, прокаженным, калекам, еретикам, палачам и проституткам. Возможно, бретонцы, уходя в море, тоже символически отделяли себя от всего земного, принимали иное обличие и иные правила игры, как бы заявляя, что они не от мира сего и сам черт им не страшен.
Если же отрешиться от мрачной средневековой символики, то легко убедиться, что полосатая одежда хорошо заметна на фоне моря и парусов, а человека, упавшего в воду в такой одежде, легче увидеть среди волн. Замечено также, что, если моряков много, то пестрота полосок не дает наблюдателю сосредоточиться и у него возникает ощущение, что людей в тельняшках больше, чем на самом деле. Еще и поэтому моряки, идущие в атаку, во все времена повергали неприятеля в ужас.
Традиционная морская тельняшка шьется из трикотажной ткани и и имеет окраску в виде чередующихся полосок одинаковой ширины – 11,1 мм. Известно, что не только моряки в российских вооруженных силах носят форменные тельняшки. У других родов войск они тоже есть, но отличаются по цвету полосок. Сине-белая расцветка – самая традиционная – на тельняшках, которые носят военные моряки. Также морская тельняшка с полосами темно-синего цвета входит в комплект формы курсантов военных и гражданских морских и речных учебных заведений.
Тельняшка с черными полосками нашла применение у подводников и морских пехотинцев. С васильковыми – у президентского полка и спецназа ФСБ. Светло-зеленые цвета – на тельняшках бойцов пограничных войск. ВДВ имеет светло-голубые полосы. Краповые – у спецподразделений войск Росгвардии. Оранжевые – у МЧС России.
То есть, день тельняшки объединяет и моряков, и десантников, и пограничников, и всех, кто с гордостью носит полосатый тельник.
Тельняшка породила множество традиций. Она еще в XIX веке стала популярной в качестве романтического символа моря, морской службы, храбрости и удали. Постепенно появились и связанные с нею шуточные традиции выпускников морских вузов, демонстрирующие, что будущие офицеры в последний раз позволяют себе курсантские лихости.
До революции гардемарины санкт-петербургского Морского корпуса в день своего выпуска шили огромную тельняшку и надевали ее на фигуру бронзового памятника адмиралу Крузенштерну. Эта традиция сохранилась до наших дней. Теперь этот памятник наряжают их преемники, выпускники Санкт-Петербургского Военно-морского института, напротив которого стоит памятник.Выпускники Рязанского высшего воздушно-десантного училища традиционно надевают десантные тельняшку и берет на памятник Сергею Есенину. Правда, сейчас городские власти стали бороться с этими проявлениями радости по поводу окончания учебы и в соответствующие дни выставляют перед памятниками круглосуточную охрану. Так что эта развеселая вековая традиция может сойти на нет.
Интересна история появления тельняшки в форме десантников. Изначально их вручали за прыжок с парашютом на воду. Но потом на введении тельников в стандартную десантную форму настоял командующий воздушно-десантными войсками Василий Маргелов. Он, будто бы, сказал на одном из совещаний: «Я воевал в морской пехоте и знаю, что заслуживают десантники, а что – нет!». С тех пор тельняшка стала частью формы бойцов ВДВ.
Но понятие символа на бытовом уровне – это изобретение XX века. Первыми продвинулись в популяризации тельняшки, вероятнее всего, революционные матросы, которых активно использовали большевики при захвате власти в противовес «сухопутному порядку» прежних властей.
Императорский военный флот всегда был миром очень закрытым, кастовым. Однако жесткое расслоение между офицерским составом и низшими чинами привело к тому, что матросы оказались восприимчивы к большевистской агитации. К тому же в то время моряки были наиболее образованной и организованной частью народа, что делало их близкими по духу с рабочим классом. Отсюда и их активность в годы революции, пока не был подавлен Кронштадский мятеж.
В годы же революции моряки в русских городах казались бравыми пришельцами из мира свободы морей, опасностей и битв. Они лихо плясали на площадях танец «Яблочко», в котором прекрасно отражены широта морского характера, открытость и удаль. Морские бесстрашие и лихость, которое они демонстрировали, да еще замешанные на революционной эйфории, удачно наложились на широту и удаль русской души, были приняты и высоко оценены в народе.
Но все же наибольшую роль в популяризации героического образа моряков и тельняшки как их отличительного признака сыграл масскульт. В частности, кинематограф, так невероятно популярный в 30-е годы. Фильмы «Варяг», «Балтийцы» и особенно «Мы из Кронштадта» просто взорвали страну, сделали героев-моряков всенародными любимцами. В предвоенные годы раздобыть тельняшку и носить ее, не снимая, стало высшим шиком, о котором мечтали все мальчишки. Строчки песни Юрия Визбора «Сретенский двор» так описывают довоенную московскую дворовую моду:
Вот тельняшка – от стирки бела,
Вот сапог – он гармонью, надраен.
Вот такая в те годы была
Униформа московских окраин…
Окончательную же символом доблести и героизма русская тельняшка стала во время Великой Отечественной войны. Много позже немцы, участники тех событий, вспоминали:
– Когда моряки шли в атаку, они даже не стреляли, а от их крика мы были в ужасе. Они старались идти в рукопашную...
Поколения воинов, позднее носивших тельняшку, надевая ее, уже как бы вбирали в себя всю несокрушимость своих предшественников. Так что русская тельняшка – это феномен, сформировавшийся всей боевой историей страны.
Вот несколько цитат, взятых из Интернета. Это комментарии людей, которые знают, что представляет собой этот символ.
— «Нас мало, но мы в тельняшках», – это мы с детства слышали. Мой дед служил морпехом, был в обороне блокадного Ленинграда и дошел до Берлина. Честь и хвала всем, кто в тельнягах!
— Тельняшку я носил в походах. Особенно, когда на воде. Удивительно, но сам факт ее присутствия на тебе как-то мобилизует, что ли. Появляется какая-то внутренняя собранность и психологический напор. Ведь не случайно, самые храбрые воины носили и носят тельняшки.
— Она и вправду не просто элемент форменной одежды, а символ избранности, широты души и отваги.
—Тельняшка – это, скорее, аттестат, что ты был испытан, признан годным, и зачислен в воины. И тут уж возложенную честь никак нельзя не оправдать, потому что струсить или сдаться – есть «западло». Помню в Гайжюнае с тех, кто струсил перед люком и с парашютом не прыгнул, силком тельник стягивали…
— Я всегда гордился и буду гордиться до последнего дня, что могу называться морпехом. Моей дембельской тельняшке уже 42 года.
— Слово-то какое ласковое – «тельняшка»! Я на флоте не служил, но родом из Владивостока. А там каждый пацан в далекие 70-е мечтал иметь тельник, и у меня был – отцовский, мать перешила. Как я им гордился! По сопкам в войнушку бегал, играл. Да и сейчас ношу с удовольствием.
— Как сожалею, на призывной комиссии эскулапы что-то намудрили, и я получил «годен, кроме ВДВ, ВМФ и спецвойск» – в общем , каюк! Но теперь ношу тельник и считаю, что ничего зазорного в этом нет. Это заставляет быть мужчиной, держать себя в форме и морально, и физически.
— Носил в школе, в училище, на службе. Ношу и сейчас и буду носить до последних своих дней. Да будет так!