«И живет же с этим чудаком», – судачат иной раз тетки про какую-то общую знакомую страдалицу. За этим эвфемизмом, как правило, скрывается масса прочих нелестных дефиниций в адрес некоего мужчинки, который нехорош чуть более чем всем: алкаш, деспот, нарцисс, нищеброд, альфонс и т.п. Особенно общественность в таких случаях волнует вопрос о мотивации жертвы, прозябающей по неясным причинам в нечеловеческих условиях – нашла себя на помойке? Стокгольмский синдром? А может, в их отношениях есть нечто высокое, загадочное и таинственное, чего никто не понимает?
Но у каждого «чудака», как известно, своя правда. При иных обстоятельствах, в иной реальности, стране, вселенной, при другой зарплате и вообще с другой женщиной он бы – ого-го! А в данном конкретном случае «бабадура» и сама виновата, заявит он – под одобрительный гундеж своих товарищей с «антибабских» форумов. Поэтому он будет лежать на диване и плевать в потолок, хотя с другой – нормальной – женщиной давно стал бы олигархом или президентом. Просто эта стимула не дает, выжирает последние мозги, сама – старая, страшная разведенка с прицепом (или еще кто-то, заслуживающий полного обесценивания – нужное подчеркнуть), поэтому пусть ценит, что есть.
Доля истины в этом имеется: условная «бабадура», превратившая прекрасного принца в деспота и козла – ситуация вполне правдоподобная. К слову, согласно распространенной мифологеме, женщины тоже стервами не рождаются, а становятся. А вот кабы всех нас прислонить к теплой стенке, дать много денег, избавить от необходимости работать – мы бы ого-го! Точнее, многим так кажется: на самом деле, растительное существование превращает человека в инфантила, которому всегда мало, и по мере прогрессирования запросов идеал счастья становится практически недостижим - как у старухи с разбитым корытом. Но это другая история.
Однако что движет женщиной, которая действительно живет с откровенным уродом? Тем, чье уродство (моральное, не физическое) в доказательствах, как говорится, не нуждается?
«Откровенный урод» - это человек, способный на агрессию и физическое насилие в отношении более слабого: животного, женщины, ребенка (и речь не о профилактическом шлепке или справедливой нотации). Урод – это тот, кто, не моргнув глазом, уведет все семейные ресурсы (включая финансовые) на свои личные прихоти - проиграет в казино, прогуляет в кабаке и так далее, прекрасно отдавая себе отчет о последствиях. Тот, кто не защитит и не поможет в случае необходимости. Тот, кто живет исключительно для себя, от кого толку ноль, а проблем и головняка – выше крыши.
Нужно понимать, что связываются с такими экземплярами женщины вовсе не в силу врожденной глупости или чрезмерного альтруизма. Всеми нами, как правило, движут вполне эгоцентричные мотивы: что-то получить, улучшить качество своей жизни, решить за счет других собственные личностные, эмоциональные, материальные и прочие проблемы и так далее.
Связываясь черт знает с кем, женщины, безусловно, рассчитывают на дивиденды, по схеме «я вложусь – а он оценит, полюбит и ответит взаимностью». Недаром же на смену финансовых пирамид из 90-х пришли «нигерийские письма», гарантирующие ту же манну небесную, но после «небольших» затрат. Уму непостижимо, как нынешние, прожженные, опытные женщины продают квартиры и влезают в долги, чтобы помочь виртуальному избраннику решить финансовые проблемы – но факт: ради Любви идут на все. Но ради Любви же (с большой буквы), не просто так! Ради вклада в будущее. Эту категорию жертв можно записать в условные «инвесторы».
При этом иногда жизнь загоняет тетку в такой тупик, когда гипотетические «штаны» (т.е. мужчина в доме) становятся сверхценностью и самоцелью безотносительно их качества, лишь бы было. Предъявила соседкам мужика, повесила в соцсетях совместные фотки с тегом «мы» – уже профит! Вроде как не убогая. Эта категория, повинуясь стадному инстинкту, хочет «быть как все» и панически боится общественного осуждения. Впрочем, в мегаполисах эта тенденция в последние десятилетия стремительно сходит на нет.
Так или иначе, к тому моменту, когда вложения со стороны женщины идут полным ходом, а ответной благодарности что-то никак не наблюдается, вырабатывается не только привязанность, но и охотничий азарт, стремление доопекать избранника до вменяемого состояния – когда он, наконец, оттает и оценит по достоинству все предыдущие вложения. Но если избранник изначально был моральным уродом, на благодарность с его стороны можно не рассчитывать. Потребитель (или нарцисс) вообще не настроен что-то отдавать: у него иные задачи. Он будет брать до бесконечности, пользуясь стремлением партнерши «отыграться», пока у той ничего не останется.
Случаи природного мазохизма, когда женщине просто нравится находиться в подобных отношениях, тоже встречаются. «Сверху» ее садирует какой-то урод, но, поскольку он «сверху», он, в ее представлении, и есть «донор» этих отношений. Справедливости ради, стоит отметить, что на этот пьедестал он взгромоздился не без ее помощи и, как минимум, с ее согласия. Выходит, и тут винить некого.
Еще бытует популярная теория, что «без меня он погибнет». Вроде бы урод, но свой, не каждый день бухает, не часто бьет, а иногда даже признается в любви. Женщины – вообще существа милосердные, пожалеть урода – значит, проявить чудеса гуманизма и получить плюсик в карму, вознестись в собственных же глазах на недосягаемую высоту мученичества и самоотверженности. Если все это терпят еще и «ради детей», чтобы не оставлять их без отца, рискуют вдвойне, но с той же самовозвеличивающей мотивацией.
Какими бы еще мотивами не руководствовались женщины, получается, в большинстве случаев в ловушку они попадают все же осознанно и добровольно. В МММ же тоже никого не тащили насильно! И в секты не тащат. И наркотики не прыгают человеку в рот/нос/вену, и даже водка не бежит за алкоголиком и не умоляет, как пузырек из «Алисы в стране чудес», «выпей меня». Вот и в отношениях тот же закон джунглей, где каждый – сам себе злобный Буратино, расплачивающийся исключительно за собственные, а не чужие иллюзии. И «урод» - их следствие, а не причина.
Юлия Кундухова