Бурными аплодисментами и стоя – так обычно зрители приветствуют постановки в театре «Гоголь-центр», будь то премьера или уже отыгранный множество раз спектакль. Теми же овациями сегодня поддержали режиссера и руководителя театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова товарищи, друзья и просто неравнодушные зрители, которые пришли к Басманному суду.
За несколько часов до заседания стало известно, что следствие просит отправить Серебренникова под домашний арест. Многие известные режиссеры актеры и не только они, узнав об этом, высказались в поддержку главы «Гоголь-центра».
«Я выступаю поручителем Кирилла Серебренникова потому что, во-первых, уверена в его гениальности, во-вторых, чувстве собственного достоинства и человечности. Он мне исключительно нравится по всем параметрам. Надежды мало, что из этой каши он выйдет неповрежденным. Травма уже нанесена. Можно только думать, что для художников иногда извлекается польза из такого опыта, но лучше бы его не было (…) К сожалению, наша жестокая система финансирования так устроена – в ней множество ловушек», - сказала корреспонденту «МИР 24» писательница Людмила Улицкая.
Трое полицейских около входа в здание суда то и дело просят толпу сделать два шага назад. Грубо, громко, но люди вынужденно подчиняются. До начала заседания, назначенного на полдень, остается полчаса, но толпа быстро и заметно разрастается, заполняя половину проезжей части по улице Каланчевской и соседние тротуары. Полиция усиливает меры безопасности – к зданию подъезжают несколько автозаков.
Фото: Алла Смирнова, «Мир 24»
Первыми в зал суда проходят поручители. Список с их именами позже зачитают в суде – всего в нем окажется больше 30 человек, среди которых гендиректор Большого театра Владимир Урин, актрисы Чулпан Хаматова, Елизавета Боярская, Ксения Раппопорт, режиссеры Константин Райкин, Алексей Герман-младший, президент «Фонда Солженицына» Наталия Солженицина, глава «Нового литературного обозрения» Ирина Прохорова. Последней дали слово во время судебного заседания – она подтвердила, что знакома с Кириллом Серебренниковым и готова внести за него любой залог, установленный судом.
«Он, извините за каламбур, абсолютный бессеребренник. Весь смысл его жизни - это искусство, творчество. Я абсолютно ручаюсь за него. Я готова внести залог, чтобы невинный человек не сидел в СИЗО», - заявила Прохорова.
«Кирилл! Кирилл! Кирилл!», - не сумевшие попасть в зал заседания скандируют хором. В это время актер «Гоголь-центра» Никита Кукушкин призывает на своей странице в Facebook хлопать, а не кричать, потому что плохо слышно защиту.
Люди в толпе обсуждают, что их неравнодушие вряд ли повлияет на решение суда, но не прийти поддержать режиссера было бы неправильно. Надеются, что судья, зачитывая список из, возможно, своих любимых публичных персон, смягчит меру пресечения. Этого не происходит.
Адвокат Дмитрий Харитонов во время своего выступления просит освободить Серебренникова под залог в 68 миллионов рублей – в хищениях на такую сумму следствие обвинило режиссера. После объявления меры пресечения он заявляет, что постановление о домашнем аресте будет обжаловано.
Когда Серебренникову дали слово, он заявил о своей невиновности, попросил отпустить его и рассказал, что проект «Платформа» был реализован в полной мере, и есть множество доказательств этому.
«Я работал на то, чтобы проект «Платформа «стал ярким явлением современного искусства, и это случилось», - заявил режиссер.
Напомним, Кирилл Серебренников был задержан в Санкт-Петербурге 22 августа во время работы над фильмом «Лето» о Викторе Цое. Съемки фильма были приостановлены, режиссера доставили в центральный аппарат Следственного комитета, где предъявили обвинение в мошенничестве. Руководителя «Гоголь-центра» обвиняют в том, что с 2011 по 2014 годы он организовал хищение 68 миллионов рублей, которые выделили из федерального бюджета на его театральный проект «Платформа».
Суд отправил Кирилла Серебренникова под домашний арест до 19 октября. На 15 сентября в «Гоголь-центре» назначен премьерный показ спектакля Кирилла Серебренникова «Маленькие трагедии». Получается, что из-за ареста он пройдет без режиссера.
Алла Смирнова
Подробнее в сюжете: Дело Серебренникова