25 августа 1930 года в бедной семье шотландской уборщицы Эфемии Маклин и разнорабочего Джозефа Коннери родился первенец. До двух лет у слабого и болезненного мальчика не было даже собственной кроватки - маленький Томас Шон спал в нижнем ящике платяного шкафа. Юный Джеймс Бонд перебивался с хлеба на воду и всеми силами помогал родителям в их работе. Тогда ни мать, ни отец Тома еще не догадывались, какое будущее ждет их сына: мировая слава, богатство по-голливудски, «Оскары» и звездные роли блистательных шпионов. В день рождения актера «МИР 24» вспомнил историю успеха сэра Томаса Шона Коннери.
Финансовое положение семьи Коннери никогда не было стабильным. Денег, заработанных отцом семейства Джозефом, едва хватало на оплату съемного жилья в Эдинбурге, а продукты покупались на зарплату матери, которая подрабатывала стиркой и мытьем полов. Поэтому уже в семь лет, после рождения младшего брата, первоклассник Томас вынужден был сам искать для себя средства к существованию.
Первым местом работы будущего актера стала молочная ферма, откуда он по утрам перед школой на тележках развозил молоко, сливки и сыр в ближайшие дома. На вырученные пенсы мальчик покупал книги, футбольные мячи и теплую одежду. Всего через два года - в возрасте девяти лет - ребенок пристрастился к курению, дабы выглядеть и чувствовать себя старше. Как позже вспоминал сам Шон Коннери, именно эта пагубная привычка в будущем стала причиной его серьезного заболевания - рака гортани.
Уже в 13 лет, после несчастного случая с отцом (травма на производстве), подростку Томасу пришлось бросить школу и самостоятельно обеспечивать семью. В 1946 году он поступил на службу в Королевский военно-морской флот Британии, где юношу признали негодным из-за язвы двенадцатиперстной кишки. Вернувшись в Эдинбург, Том Шон, как и его отец, занялся строительными работами, развозом угля и ремонтом дорог, параллельно при этом увлекаясь бодибилдингом.
Уже в 19 лет юноша атлетического сложения стал моделью-натурщиком в Эдинбургском художественном колледже, а его фотографии начали печатать в журналах для культуристов. В 1953 году Шон даже принял участие в конкурсе бодибилдеров в Лондоне и завоевал в дивизионе «Мистер Вселенная» бронзовую награду.
Фото: Bert Reisfeld/DPA/PHOTAS
Именно победа в конкурсе мужской красоты стала для Шона первой путевкой в большое кино. Не имея актерского образования, 23-летний юноша подал заявку на кастинг в мелодраме «Другое время, другое место» (1958 год) с известной актрисой Ланой Тернер и чудом получил главную роль в ленте. Кстати, именно Тернер, одной из самых желанных американских актрис того времени, Шон обязан своей голливудской славой и ролям в фильмах об агенте 007.
Во время съемок фильма «Другое время, другое место» в Лос-Анджелесе у Тернер и Коннери завязалась мимолетная интрижка, о которой случайно узнал вспыльчивый любовник актрисы, гангстер Джонни Стомпанато. Однажды оскорбленный итальянец с револьвером ворвался прямо на съемочную площадку и под объективом кинокамер напал на обидчика, но Шон дал ему настолько сильный и техничный отпор, что увидевшие драку режиссеры и продюсеры только зааплодировали актеру. Эта сцена вдохновила их на создание первых киносюжетов о похождениях Джеймса Бонда.
Однако пожилому автору романов о супершпионе Яну Флемингу изначально типаж Коннери не понравился. В этой роли он видел более молодых и «титулованных» британских актеров, чем непрофессионал с накачанными мышцами, но в результате именно отличная физическая подготовка актера сыграла решающую роль на кастинге. Следующие пять лет с 1962 по 1967 годы Коннери полностью посвятил работе над фильмами о секретном агенте Джеймсе Бонде: снялся в лентах «Доктор Ноу» (1962), «Из России с любовью» (1963) , «Голдфингер» (1964), «Шаровая молния» (1965) и «Живешь только дважды» (1967).
После выхода последнего в главной роли шестой серии бондианы («На секретной службе Ее Величества») снялся австралийский актер Джордж Лезенби, однако его появление вызвало бурю негодования у зрителей, которые требовали вернуть «настоящего агента 007». Именно тогда за Шоном Коннери по-настоящему закрепилась роль лучшего британского шпиона. С тех пор он сыграл еще в двух сериях бондианы «Бриллианты навсегда» (1971) и «Никогда не говори «никогда» (1983).
За Шоном Коннери во все времена ходила слава одного из самых «разборчивых» актеров. В перерывах между фильмами бондианы он снялся всего в нескольких картинах: «Марни» Альфреда Хичкока (экранизация детектива «Убийство в Восточном экспрессе» Агаты Кристи), британско-итальянской ленте «Красная Палатка» Михаила Калатозова (сыграл путешественника Руаля Амундсена) и появился в криминальной драме «Неприкасаемые» Брайана Де Пальмы, за которую был номинирован на «Оскар». При этом за свою карьеру Коннери отказался от десятка ролей, которые принесли всемирную известность их исполнителям.
Так, в 2000 году он отказал режиссеру Питеру Джексону, предложившему ему роль Гэндальфа в кинотрилогии «Властелин колец», годом ранее проигнорировал предложение Ланы и Лилли Вачовски, режиссеров «Матрицы». В 2012 году он не захотел появиться в очередной части бондианы «Координаты «Скайфолл», где Коннери хотели видеть в роли лесничего Кинкейда. А в 2010 году он выступил с заявлением, что не собирается рекламировать продукцию компании Apple, за что Стив Джобс предлагал ему гонорар в несколько миллионов долларов.
Многие объясняли эти громкие отказы нежеланием актера спекулировать на своем самом успешном образе, но близкие Коннери не раз говорили о том, что по своей натуре «агент 007» - далеко не суперзвезда.
«Шон никогда не искал славы, она пришла к нему сама собой, благодаря самоотверженному труду, настойчивости и упорству, после потерь и болезней. В расцвете своей карьеры он жил обычной жизнью: ходил на футбол, когда играли «Рейнджерс», играл на общественном поле для гольфа, лечился от тяжелого заболевания в обычной больнице, занимался дзюдо и даже получил по нему первый дан. Когда Шона признали самым сексуальным мужчиной десятилетия в 59 лет, он просто отмахнулся, сказав, что скоро его скинут с пьедестала молодые и красивые парни. Но через десять лет его назвали самым сексуальным мужчиной всего XX века, а он снова только отшутился», - вспоминала супруга Коннери Мишелин Рокбрюн.
Кстати, несмотря на образ мачо и постоянное «богемное» окружение, Шон Коннери - образцовый семьянин и верный супруг. В жизни у него было два долгих брака: первый с австралийской актрисой Дайан Силенто, которой он сделал предложение в 1962 году. От этого брака у актера есть сын Джейсон Коннери, также успешный киноактер. Развестись супругам пришлось после того, как Дайан увлеклась религией и решила отступить от светской жизни. Второй женой актера в 1975 году стала французская художница родом из Марокко Мишелин Рокбрюн, с которой он живет до сих пор - уже более 40 лет. Общих детей у супружеской пары нет.
Фото David Cheskin/PA Photos/PHOTAS
В одном из своих интервью 1999 года Коннери признался, что с детства гораздо больше мечтал о рыцарском звании, чем о карьере актера. И уже в июле 2000 года королева Великобритании Елизавета II пожаловала ему рыцарский титул, а организация Ветеранов войны приняла всемирно известного актера в ряды почетных членов своей ассоциации.
Сразу после получения желанных привилегий, актер принялся за написание автобиографического, исторического и культурологического труда под названием «Быть шотландцем» (книга была опубликована в августе 2008 года). Весной 2014 года после проведения в Эдинбурге референдума об отделении от Англии, он присоединился к рядам Национальной партии Шотландии, ратуя за независимость своего родного края.
Последние годы Шон Коннери почти не появляется на публике. Вместе с Мишелин он живет на уединенной вилле на Багамских островах и редко общается с прессой. Его последней ролью стали съемки в фильме «Лига выдающихся джентльменов» у Стивена Норрингтона, где Коннери сыграл охотника и путешественника Аллана Кротермейна. И даже за этой эпизодической ролью поклонники увидели в актере «агента 007», таким, какой он был в расцвете своей карьеры. Суперстильным, суперсильным суперагентом.
Подготовила Надежда Сережкина
Подробнее в сюжете: Новости кино