В России набирает обороты скандал вокруг создателя «Гоголь-центра», театрального и кинорежиссера Кирилла Серебренникова, который известен далеко за пределами России. Со среды он под домашним арестом на два месяца. Следствие обвиняет его в хищении 68 миллионов рублей.
Серебренников – новатор и всегда готов экспериментировать. Но такого жизненного опыта с допросами и ограничением свободы у него еще не было. О роли обвиняемого рассказал корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Драгнев.
В судебной постановке Кирилл Серебренников впервые. Места в партере у прессы, близкие, друзья - где-то на галерке. В зал суда почти никто из них не попал, а то, что происходило вне зала суда, можно было бы назвать несанкционированным митингом. Так много людей пришло поддержать Серебренникова, среди них - сотрудники «Гоголь-центра», актеры и режиссеры, места всем не хватило. В какой-то момент толпа не выдержала и начала скандировать.
Овации прекрасно слышно внутри. Дело такое громкое, что о нем узнали и за рубежом. Английские, немецкие, канадские каналы - все вдруг заинтересовались, а сестра миллиардера Михаила Прохорова захотела внести залог в 68 миллионов рублей - ровно ту сумму, которую, по версии следствия, и украл Серебренников.
«Я была готова внести посильный залог, чтобы все-таки великому режиссеру и гордости нашей страны было позволено продолжать работу. Хотя я прекрасно понимаю, каково ему было бы продолжать работу в таких условиях», - отметила главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова.
Серебренникова забрали прямо со съемок в Питере, где готовится фильм про Цоя. Его судьба теперь под вопросом, как и постановка «Нуреев» в Большом. Почти всегда работы Серебренникова - резонанс и эксперимент: что спектакль «Отморозки», что недавний фильм «Ученик». Да и сам «Гоголь-центр» быстро стал культовым местом.
Девять часов режиссера везли в Москву. Из свидетеля, а именно так он изначально проходил по делу, он вдруг превратился в обвиняемого. Друзья до сих пор не верят в такие метаморфозы.
«Мне кажется, что это снимают фильм, и через некоторое время кому-то будет за это стыдно», - сказала актриса Юлия Пересильд.
Это дело о миллионах бюджетных рублей. Следствие считает, что их обналичили и похитили, хотя деньги выделяли на популяризацию современного искусства. Для того и создавалась площадка «Платформа» и некоммерческая организация «Седьмая студия». Но, по версии следователей, «Студия» и была нужна для отмывания денег, и именно в ней хранилась «черная касса».
Сперва главными фигурантами стали экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин и главный бухгалтер Нина Масляева. Она-то и дала показания против Серебренникова в начале августа. Сам Серебренников и не думал скрываться. Его то и дело вызывали на допросы, а потом забрали загранпаспорт.
Кто-то предположил, что режиссеру досталось за либеральные взгляды. Сразу вспомнили 37-й. Но знакомые с театральной кухней уверяют, что не надо искать тут политический след.
«Государство, выделяя бюджетные деньги, имеет полное право на то, чтобы их проверить, если возникают какие-то серьезные сомнения, с помощью следственных органов. Спорить с этим было бы нелепо и глупо. Тогда не бери деньги чужие, существуй на свои», - отметил ректор ГИТИСа Григорий Заславский.
«Театральное дело требует огромных затрат, а не наоборот, позволяет сэкономить и украсть. Понимаете, крадут из экономии. Да он свои деньги вложит, чем что-то украдет», - подчеркнул председатель Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.
Коллеги и актеры запустили целую кампанию в защиту Серебренникова. С просьбой не давить на человека искусства даже писали письма и обращались к президенту России Владимиру Путину. И всячески пытались развеять слухи.
«Все эти разговоры, что у него там какая-то квартира в Германии. Ну и что? Он ставит спектакли за границей, один из самых успешных режиссеров Германии, так что вполне мог себе позволить», - заявил режиссер Алексей Герман-младший.
Суд то ли прислушался к доводам, то ли услышал голос с улицы. Маленькая победа сторонников режиссера - в ожидании очередного слушания Серебренников проведет не в СИЗО, а дома. Под домашним арестом Кирилл Серебренников находится на Пречистенке, в бывшем доходном доме XIX века, в окружении почты России и гремящих рабочих. Выходить можно только за продуктами. В театр, на работу - это если следователь разрешит. То, что квартира в центре Москвы, вряд ли делает судьбу слаще. Все-таки арест есть арест. На режиссера надели специальный браслет, который будет следить за его передвижениями. Остальные участники дела тоже под арестом - кто дома, кто в СИЗО. И это - только завязка.