В Государственном музее Востока открылась выставка «Сокровища Гималаев». Она посвящена истории отношений России со странами пригималайского региона, главным образом - с Индией. Несколько экспонатов имеют отношение к культуре Непала, Бутана и королевства Мустанг (ныне – часть Непала). Мы собрали пять фактов, которые помогут лучше понять связь Гималаев с Россией прежде, чем посетить выставку.
С индийской литературой среди российских классиков хорошо был знаком Лев Толстой. Его современники отмечали, что Толстой мог спокойно побеседовать с гостями об индийской философии и при этом знаком был с ней по французским и английским источникам. О его интересе к Ведам и примыкающим к ним текстам свидетельствуют также списки литературы, которые писатель составлял в своих записных книжках. Увлечение священными писаниями индусов было особым в период духовного кризиса, когда вопросы предназначения человека и смысла жизни волновали Толстого особо остро.
В каком-то смысле естественным продолжением этого стала дружба с идеологом движения за независимость Индии Махатмой Ганди – оба критиковали насильственную сущность окружающей действительности.
«Как известно, много усилий для освобождения Индии от англичан приложил Махатма Ганди. Одна из главных его заповедей – непротивление злу насилием. Такой способ борьбы очень заинтересовал Льва Николаевича. Более того, сам Ганди читал Толстого и называл его титаном духовности, считал его одним из трех своих авторитетов. На первое письмо Ганди Толстой ответил, что поддерживает движение индийцев за освобождение именно ненасильственным путем. Так между ними завязалась переписка», - рассказал директор Государственного музея Л.Н.Толстого Сергей Архангелов.
В речи по случаю 100-летия русского писателя Ганди назвал его самым честным человеком своего времени и восхищался тем, как Толстой, выходец из богатой аристократической семьи, подкреплял проповеди своими делами – отказом от всех благ взамен на простоту и аскетизм. Ганди говорил, что книга «Царство божие внутри нас» произвела на него сильное впечатление.
В 1994 году в Нью-Дели был установлен памятник Льву Николаевичу Толстому. Улица, на которой его поставили, также носит его имя. Автографы из переписки двух мыслителей из можно увидеть на выставке.
Колониальная политика англичан глубоко возмущала не только Ганди и Толстого. Художник Василий Верещагин был покорен величием и красотой Индии и, как следствие, активно поддерживал идею освобождения от британского господства.
Хотя знакомство с живописью Верещагина в школе обычно не раскрывает в нем страстного поборника национальной свободы Индии и ограничивается просмотром картины «Апофеоз войны» с жутковатой горой черепов. В действительности же самым знаковым творческим этапом художника были эскизы, написанные под впечатлением от путешествия в Гималаи – всего около 150. Около 40 из стали картинами, которые приобрел Третьяков – их и сегодня можно увидеть в его галерее.
Три месяца лютой зимы Верещагин вместе с женой провел в независимом горном княжестве Сикким, расположенном в Восточных Гималаях, а также побывал на территориях, граничащих с Тибетом, в Бомбее, Агре, Дели и Джайпуре. Жена Верещагина написала об этой поездке воспоминания, а супруг оформил их в книгу «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных». На выставке можно увидеть издание 1883 года – одно из первых прижизненных изданий.
О загадочной привлекательности Гималаев, впечатлившей на всю жизнь Верещагина, рассказала куратор выставки Евгения Карлова:
«Гималайские страны – это те места, где история и культура сохранились в своем первоначальном виде. Нигде в Европе не встречается образ жизни, который остался прежним спустя 100-200 лет. В небольших деревнях Индии, Непала, Бутана это есть. Причем, в некоторых странах, как, например, в Бутане, этот образ жизни поддерживается целенаправленно. Это значит, что ремесла и изделия этого региона не меняют своих качеств, техники и глубокой наполненности смыслами. Они такие, какими были 100, 300, 500 лет назад».
Другим художником, нашедшим вдохновение в Гималаях, был Николай Рерих. В конце 1935 года вместе со своей семьей он купил имение в долине Кулу и окончательно переехал жить в Индию. Его картины буквально сразу же приобрели популярность. Русского друга Индии охотно выставляют галеристы и покупают коллекционеры.
«В 1942 году я вместе с отцом несколько дней провела с семьей Рерихов. Это было памятное посещение одаренной и удивительной семьи, где каждый сам по себе был примечательной личностью с четко определенным кругом интересов. Мне запомнился сам Николай Рерих, человек обширнейших знаний и огромного жизненного опыта, человек большой души, глубоко проникающий во все, что наблюдал.
Его картины поражают богатством и тонким ощущением цвета. Рерих замечательно передал таинственное величие природы Гималаев. Да и сам он своей внешностью и натурой, казалось, в какой-то степени проникся душой великих гор», - таким запомнила Николая Рериха Индира Ганди.
О плодотворном влиянии индийской культуры на художника свидетельствует «Гималайский цикл» - в общей сложности он насчитывает порядка двух тысяч работ.
«С 1923 года мы объехали главные достопримечательности Индии, начиная с Элефанты, Агры, Фатехпур Сикри, Бенареса, Сарнатха, побывали в ашрамах Рамакришны, в Адьяре, в Мадуре, на Цейлоне и всюду нашли сердечное, приветливое отношение», - вспоминал впоследствии Николай Рерих.
От семьи Рерихов осталось личные вещи, многие из которых были приобретены во время экспедиций по странам Гималайского региона. Их, как и все отцовское наследие, по завещанию художника вернул в Россию сын Юрий. Вещи представляют художественную ценность, поэтому и представлены на выставке наряду с живописью. «Сокровища Гималаев» можно увидеть до 28 сентября.
Алла Смирнова