15:20 10/09/2017

Северокорейский кризис: военное вмешательство или мирное решение

Третий год подряд в России проходит Восточный экономический форум. В этот раз президент Владимир Путин обратил особое внимание на бегство из региона, ведь Дальний Восток за последние четверть века покинули два миллиона его жителей. 
Но главным все же стал международный вопрос. Форум экономический, здесь заключают контракты. На этой неделе было подписано 217 соглашений на сумму два с половиной триллиона рублей. Но сюда приезжают представители десятков стран, и, конечно, без политики никак.

К тому же, как раз незадолго до форума во Владивостоке Северная Корея преподнесла всем неприятный сюрприз - шестое испытание водородной бомбы. Для ключевых стран региона - России, Японии, Южной Кореи, Китая - это особенно неприятно.

Как снизить напряжение вокруг Корейского полуострова, когда одни - «приглашают на кладбище», а другие «готовы есть траву»? Корреспондент телеканала «МИР 24» Александр Бережной только что вернулся из Владивостока, где выслушал самые разные варианты развития событий. 

Неофициальное начало форума больше похоже на ярмарку с местным колоритом. Создавалось ощущение, что у Дальнего Востока не то что проблем, но даже нерешенных задач нет. Если икра, то бочками, если креветки и крабы, то столы ломятся. Не жизнь, а клюква в сахаре. В атмосфере всеобщего праздника трудно настроится на серьезный лад, но с началом официальных встреч разговор пошел и о больших деньгах, и о больших проблемах.

Скандал в НАТО

 
Расстояние от Пхеньяна до Владивостока - меньше 700 километров по прямой. Поэтому здесь, на берегу Японского моря, игнорировать ядерные испытания Северной Кореи просто невозможно. Дальневосточники вздрогнули в прямом смысле слова. Эта острая политическая тема на экономическом форуме стала самой обсуждаемой.

Пхеньян продолжает наращивать свой ядерный потенциал. Корейские ракеты летят все быстрее и дальше, а поведение Ким Чен Ына становится все более вызывающим. Владимир Путин настаивает: военная риторика в ответ не приведет ни к чему хорошему. Российский лидер уверен: обладание атомным оружием и ракетной техникой для Пхеньяна - единственный способ самозащиты.

«Вы что думаете, они откажутся сейчас от этого? Нужно же говорить о том, что мы идем по пути сотрудничества, готовы обеспечить их безопасность, готовы сформулировать такие условия работы, которые для них будут понятны и приемлемы. Уверяю вас, если по этому пути пойти, постепенно ситуация в целом в регионе, отношения между севером и югом трансформируются в сотрудничество. Но напугать их невозможно», - заявил Путин.

Политика чучхе - дело тонкое. Поможет только дипломатия, считает Путин. И действовать надо аккуратно. 

«Мы что им предлагаем, вот посмотрите, мы говорим, — мы не будем применять санкции. То есть вы будете лучше жить, у вас на обеденном столе будет побольше хороших, вкусных продуктов и так далее. Вы будете лучше одеваться. Но следующий шаг (они так думают) — это приглашение на кладбище. Они с этим никогда не согласятся», - сказал Путин.

Лидеры Японии, Южной Кореи и Монголии с такой позицией в общем-то согласны. Ведь все страны региона находятся к Пхеньяну близко и воевать с КНДР в отличие от Америки, которая далеко, не хотят. А вот язык санкций - это пожалуйста. 
 

«Для разрешения северокорейской проблемы вместе с международным сообществом мы применяем санкции и оказываем давление. Но цель применения таких мер - это разрешение мирным путем, дипломатическим путем этого вопроса», - заявил президент Республики Корея Мун Чжэ Ин.

Премьер Японии Синдзо Абэ напомнил, что баллистическая ракета КНДР недавно пролетела над территорией его страны и заявил, что Токио тоже требует международного давления на Ким Чен Ына.

«Нам необходимо добиться того, чтобы Северная Корея незамедлительно и полностью выполнила все соответствующие резолюции Совета безопасности ООН, отказалась от всех программ по созданию ядерного оружия и разработке баллистических ракет полноценным, верифицируемым и необратимым способом», - сказал Синдзо Абэ.

Путин же вспомнил 2005 год, когда с Пхеньяном «обо всем практически договорились», но что-то пошло не так. 

«Ведь были достигнуты соглашения, согласно которым Северная Корея взяла на себя определенные обязательства по сворачиванию ракетно-ядерной программы. Потом, к сожалению, кто-то потребовал, на мой взгляд, от Северной Кореи того, чего она не обещала, и постепенно ситуация деградировала до сегодняшнего уровня», - сказал Путин.

Зато у участников форума много общего. Президента Южной Кореи леса Дальнего Востока вдохновили на красивую метафору. 

«С давних времен корейцы считают тигра священным животным и очень любят его. Многим кажется, что ваш дух, господин президент, похож на амурского тигра. Слог «Ин» из моего имени Мун Чжэ Ин означает также «тигр», - поделился Мун Чжэ Ин.

Японский лидер и вовсе с Путиным на «ты». Видятся часто. В декабре прошлого года российский лидер был на родине предков Синдзо Абэ в городе Нагато. В апреле этого года премьера Японии принимали в Кремле. И вроде бы говорили каждый раз о движении вперед, подписывали важные документы, но все так и осталось на бумаге. Между Россией и Японией нет мирного договора со времен Второй мировой войны. 

«Владимир, эту обязанность должны выполнить мы вдвоем. Преодолеем же все трудности, оставим молодым людям следующего поколения мир, в котором два государства - Япония и Россия - смогут в полной мере раскрыть свой потенциал», - сказал премьер-министр Японии.

Настроен Синдзо Абэ, похоже, более чем доброжелательно. Сделал российскому президенту и главе Монголии неожиданное предложение. 

«Что, если вам пригласить по линии японской федерации дзюдо двух президентов — обладателей черных поясов — в Японию? И тогда мы могли бы провести в Японии показательные поединки между президентами» - предложил Синдзо Абэ.

Пока же лидеры за поединками лишь наблюдали. Посетили молодежный турнир имени Дзигоро Кано - создателя дзюдо, который любил повторять: «Действую решительно, но знай меру». Принцип годится не только для боевых искусств, но и для политики. Особенно, когда дело касается таких серьезных вопросов, как кризис на Корейском полуострове.

В то время, как во Владивостоке строили вертикаль корейского диалога, на другом конце планеты Дональд Трамп в отношении Пхеньяна грозил перейти к решительным действиям. 

«Военные действия, безусловно, будут вариантом. Это неизбежно? Ничто не неизбежно. Если мы применим силу в Северной Корее, для нее это будет очень грустный день», - заявил Трамп.

Неделю назад риторика Трампа была такой же. В ответ на вопрос журналистов о военных действиях США в КНДР американский лидер сказал «Посмотрим». Владимир Путин, надо сказать, тоже проявляет последовательность в корейском вопросе. В начале недели в Китае на саммите БРИКС он дал всем понять, что «нагнетание военной истерии - тупиковый путь».

В диалог США и КНДР

«Все хорошо помнят, что произошло с Ираком и Саддамом Хусейном. И в Северной Корее это хорошо знают и помнят. Да они, как я вчера сказал одному из своих коллег, траву будут есть, но не откажутся от этой программы, если не будут чувствовать себя в безопасности. Потом, ведь у Северной Кореи есть не только ракеты средней дальности, а мы убедились, что они есть, есть не только ядерный заряд, но там есть еще и дальнобойная артиллерия и системы залпового огня до 60 километров дальности. Против этих систем оружия вообще бессмысленно применение противоракетной техники. В мире сегодня не существует средств противодействия дальнобойной артиллерии или системам залпового огня. А потом, их разместить можно так, что их и найти-то практически невозможно. В этих условиях нагнетание военной истерии до хорошего не доведет, это все может привести к глобальной планетарной катастрофе и к огромному количеству человеческих жертв. Никакого другого пути, кроме мирного, дипломатического способа решения северокорейской ядерной проблемы, не существует», - сказал Путин.

Казалось бы, можно выработать общую линию, как именно вести диалог с Ким Чен Ыном, ведь угроза одна для всех. Но пока Америка видит лишь свой путь – путь войны.