Умер известный советский и российский телеведущий, легендарный диктор Центрального телевидения, народный артист СССР Игорь Кириллов. Ему было 89 лет.
Ранее он дал «Большое интервью» телеканалу «МИР»:
- Вы заканчивали Щепкинское училище. Почему не сложилась актерская стезя и как вы попали на телевидение?
Я всю жизнь, начиная с сознательного возраста, мечтал быть режиссером. Терпеть не мог работу в кадре. Мне хотелось быть за кадром, чтобы командовать, создавать что-то такое. Начитался в детстве много литературы о русском и зарубежном старом кино. Я представлял себе, что такое режиссер и старался идти по этой линии. Но со временем понял, что это не мое дело. Правда, понял это поздно. Почему ушел из театра? Я проработал положенные два года в московском Театре на Таганке. Это был небольшой районный театр драмы и комедии. Но я был разочарован работой, после малого театра районный театр разочаровывал меня по всем статьям. Актеры были замечательные, работы было не много, не очень интересной. И через два года я решил попробовать себя в режиссуре на телевидении.
- Это был случай или кто-то из знакомых вас привел?
Никаких знакомых. Это была моя инициатива. У меня были подготовлены несколько режиссерских разработок, сценариев по моим любимым произведениям Чехова, Куприна, Мопассана, Твена. Я показал Сергею Петровичу Алексееву – главному режиссеру Центральной студии телевидения – и предложил свои услуги с вопросом «Нельзя ли мне поработать у вас режиссером?» Он посмотрел и сказал «Конечно, можно. Но для того, чтобы стать режиссером, надо поработать помощником режиссера, потом ассистентом режиссера, потом режиссером третьей категории, потом второй, первой и если покажете себя, тогда вы будете режиссером-постановщиком». Я спросил, сколько на это уйдет лет? Он ответил «Лет 25». А мне на тот момент было тоже 25 лет и я решил, что к 50 добьюсь цели. Начал работать помощником режиссера в музыкальной редакции. В это время у нас впервые за советское время прошел Международный фестиваль молодежи и студентов. Со всего мира к нам приехали юные посланцы. Действительно, это было хорошее время. Штатного диктора тогда не было на телевидении, приглашались наши коллеги с радио. Вообще не было ТН – теленовостей, а были ПИ – последние известия, как на радио. И приглашались дикторы радио, они прекрасно исполняли свою работу, как положено, перед микрофоном. Но им надо было платить гонорар, а студия была не очень богатая. Телевидению еще не такое серьезное уделялось внимание. И решили завести штатного.
- А вы помните свой первый эфир в качестве диктора?
Я выхожу из студии, а режиссер Сергей Александрович Захаров встречает меня и говорит – «О, пойдем. Через два часа у тебя эфир, мы уже с радио дикторов не вызвали». У меня ноги стали ватными. Я говорю «Я ничего не умею, ничего не знаю, что делать?». Он сказал «Я тебя за два часа всему научу». И вот я вышел через два часа. У меня есть фотография этого страшного момента, которую я называю «За секунду перед расстрелом» – глаза навыкате, волосы дыбом. Ну что-то такое «провякал».
- Как ваш голос стал знакомым массовой аудитории?
Меня уговаривали, потому что моя мечта быть режиссером меня съедала. На телевидении режиссер, в отличие от кинорежиссера, имел несколько другие функции и более сложные. Потому что у нас не было видеозаписей, все шло в прямом эфире. У нас не было возможности сделать второго дубля.
- Вы осознаете, что ваш голос – особенный, и что ваш тембр ни с каким нельзя перепутать?
Нет, не осознаю. Я просто думаю, что нужно воспользоваться тем, что ко мне вдруг возникло такое внимание. Но я его не отношу только к себе – я отношу его ко всем моим коллегам, которые начинали эту профессию – Нина Кондратова, Валя Леонтьева, Анна Шилова (моя многолетняя партнерша по «Голубым огонькам» и другим программам), Людмила Соколова, наша Люсенька. Они меня встретили, как родного, и столько советов надавали. Но самый главный совет – они порекомендовали обратиться к Ольге Сергеевне Высоцкой – великому диктору Всесоюзного радио и одному из первых дикторов малострочного экспериментального радиовидения. Она так полюбила нашу профессию, обожая свою. Она познала и на себе и передавала своим ученикам все хитрости и тонкости, о которых просто нигде не прочтешь. Она дала мне путевку в жизнь, научила меня главному: что такое человек, выходящий к людям через экран телевизора? Это собеседник. Профессия стоит на трех китах – она и сейчас должна на них стоять, но хромает немножко. Первое, что я говорю (я должен хорошо знать, о чем говорю), второе, кому я говорю, с кем разговариваю – не с миллионами, не с тысячами, а с одним человеком, и третье, ради чего я с ним говорю. Телевидение – это окно в мир, новый вид искусства, а не просто СМИ. Потому что спектакли были необыкновенные, которые транслировались из залов лучших театров страны. Не только Москвы, но и Ленинграда, Тбилиси. Я переводил с грузинского языка. Люди получали огромное удовольствие. И наши спектакли пошли, наши программы, сделанные специально только для телевидения.
- Сейчас современное телевидение. Вы его любите также, как прошлое? Или оно отличается?
Конечно, я люблю телевидение. И для нас сейчас, мне кажется, одна из главных задач – пропагандистом, агитатором русского литературного настоящего языка.
- Спасибо вам большое. Здоровья. Желаем, чтобы все ваши мечты сбывались.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: