СМИ сообщили, что к массовым звонкам с угрозами взрывов по всей России причастна запрещенная в РФ террористическая организация «Исламское государство». По данным источников, сообщения о минировании поступают из-за рубежа от лиц, связанных с группировкой.
Ведущий эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), историк, политолог Аждар Куртов, комментируя последнюю информацию, отметил, что если последняя волна телефонного терроризма, прокатившаяся по России, действительно, связана с ИГИЛ, то ее можно считать частью проводимой террористами кампании.
«Все более очевидная невозможность их победы на полях сражений, с одной стороны, приводит к отчаянию и к попыткам использовать хоть какие-то имеющиеся возможности для того, чтобы навредить своим противникам, и телефонный терроризм - одна из таких возможностей. С другой стороны, разработчики подобных планов, возможно, хотят проверить безопасность системы. Видимо, часть террористов рассчитывает на то, что если постоянно сообщать о готовящихся терактах, ни один из которых не подтверждается, бдительность страны ослабнет, и тут-то и можно будет нанести удар», - отметил аналитик в интервью обозревателю «МИР 24» Юлии Кундуховой.
«Это известные террористические приемы, вроде тех, когда совершается подрыв, потом ждут, когда на этом месте соберется толпа желающих помочь жертвам, и тут происходит второй подрыв. Так что если есть данные о том, что в последних событиях замешено ИГ, расслабляться не стоит, нужно каждый раз все тщательно проверять. Это судьба государств, связанных с проявлениями террористической активности», - продолжил он.
По его словам, если бы были проверены сведения, которые поступили от американской разведки по поводу барселонского теракта, то возможно было бы если не предотвратить теракт, то, по крайней мере, уменьшить число жертв.
«Так что, возможно, эти действия совершаются от безысходности, возможно, в качестве «проверки на вшивость», но лучше полагаться на второй вариант, чем уповать на первый и ничего не делать», - подытожил эксперт.
Тем не менее, если говорить о ситуации в целом, делать однозначные обобщения о телефонном терроризме нельзя, считает Аждар Куртов.
Как показывает практика правоохранительных органов, телефонные террористы - это совершенно разные люди. «Есть больные, есть те, кто подобным образом развлекается. Были случаи, когда человек опаздывал на самолет и не придумал ничего лучше, чем сообщить о минировании аэропорта в надежде, что рейс задержат. Часть звонивших иногда оказывается представителями террористических организаций, хотя эта часть, судя по закрытой информации, не так уж велика. Более того, в последние годы мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда даже после совершения терактов никто не признает их «авторство», поэтому однозначно заявлять о том, что во всех случаях звонивший обязательно отслеживает реакцию властей и делает какие-то далеко идущие выводы, вынашивая планы по совершению реального теракта, преждевременно. Хотя это дело правоохранительных органов, тех, кто занимается этим в качестве профилактики преступлений террористической направленности», - отмечает эксперт.
Если же анализировать ситуацию с точки зрения общих рассуждений о терроризме как действиях, направленных на запугивание и нагнетание тревожной обстановки в обществе, в этом смысле телефонный терроризм достигает своих целей, полагает Куртов. Вне зависимости от последствий, каждое такое событие становится предметом обсуждений и сказывается на восприятии обществом компетентности властей, их возможности бороться с террористическими проявлениями, обеспечивать безопасность граждан, отмечает он. Такие звонки, по словам эксперта, могут быть связаны с выборными кампаниями, чтобы дискредитировать власть, показать ее неспособность осуществлять руководство страной. В этом случае выгодоприобретателей стоит искать не в террористическом подполье, а среди политических оппонентов власти, не брезгующих никакими методами, говорит Куртов.
В любом случае антитеррористическим структурам всегда лучше перестраховаться, подчеркивает аналитик.
«Один раз пронесет, второй, а в третий раз может и рвануть. Поэтому нужно проводить полный комплекс соответствующих мероприятий. Кроме того, нужно проводить тренировки, как это делают страны, которые очень часто сталкиваются либо со стихийными бедствиями, либо с терактами - скажем, такие, как Япония и Израиль. В одной стране происходят постоянные землетрясения, и школьников все время тренируют залезать под парты, показывают безопасные места в зданиях. В Израиле люди тоже живут в полной готовности и знают, как действовать в аналогичных ситуациях самостоятельно, даже без команды властей об эвакуации», - сказал Аждар Куртов.
Приравнивать телефонный терроризм к реальному, вероятно, не стоит - хотя бы в силу разной тяжести последствий, но наказание за такие деяния должно быть суровым, уверен эксперт. По его словам, телефонные террористы, помимо всего прочего, наносят материальный ущерб, хотя и несопоставимый с реальными человеческими жертвами. И с этими проявлениями обязательно нужно бороться: чем жестче будет наказание, тем меньше вероятность совершения реального теракта. «Как и в отношении многих других видов преступлений, тут дело в профилактике и в том, что наказание всегда должно содержать элемент предотвращения возможности совершения подобных правонарушений в будущем. Это не только кара со стороны общества в отношении нарушителя, но и назидательный пример для остальных. Если этого нет, теракты будут продолжаться», - отмечает аналитик.
Основная опасность телефонного терроризма, по его словам, в простоте. Не нужно ни гексогенов, ни химических лабораторий - достаточно просто набрать номер с телефонного автомата по карточке, изменить внешность, чтобы не попасть в камеры видеонаблюдения, и все: человек наносит существенный, в ряде случаев, ущерб - например, при эвакуации аэропорта иногда на миллионы рублей - при минимальных вложениях. Эффективность или коэффициент полезного действия весьма высоки.
Напомним, волна анонимных звонков о «минировании» различных административных и торговых зданий продолжается в России уже пятый день. Накануне она накрыла и Москву. По всей стране эвакуируются сотни объектов. «Минеры» затронули уже более 150 тысяч человек.