Годовщина трагедии. 15 лет назад в Кармадонском ущелье из-за схода ледника Колка погибли больше ста людей. Так как тела большинства из них не найдены, официально люди считаются пропавшими без вести. В этом списке актер и режиссер Сергей Бодров-младший и члены его съемочной группы. Подробнее - в материале корреспондента «МИР 24» Станислава Кантемирова.
Холодный пронизывающий ветер здесь не утихает никогда. Это место базового лагеря, откуда смельчаки уходили на поиски съемочной группы Сергея Бодрова. Алан Татаров и сейчас хорошо помнит, как несли с собой тяжелые перфораторы, чтобы затем вгрызаться ими в лед.
«Были случаи, когда шахта, штольня, сделанная там, прорубленная, и там доски двухсотки… и какой-то звук, как выстрел пушки, - данг! И, короче, все ломается. Ломается вниз», - отметил местный житель Алан Татаров.
Взрывчатку на ледник добровольцы таскали на себе. Каждый день. Два километра к месту, где пробивались в тоннель. Рисковали жизнью - лед под ногами постоянно двигался. Но никто не ушел.
Тогда все были уверены: съемочная группа заблокирована в тоннеле. То же говорили и выжившие.
«И пробивались именно в этот тоннель, потому что ожидали, что группа молодых людей, участвовавших в съемке фильма, съемочная команда, она успела, конная группа, она успела войти в тоннель. Мы непосредственно шли на них, то есть на конкретный ориентир», - рассказал Алан Татаров.
Старший из сыновей Розы Галазовой, Хазби, получил в фильме Бодрова главную роль. Один из эпизодов снимали в Геналдонском ущелье в районе селения Тменикау. Роза поминутно помнит день, когда сын уехал работать.
«До второго подъезда дошел, там виноградники, и оттуда ко мне повернулся и говорит: мама, ты не переживай, если вдруг не приеду завтра, мы, говорит, два дня должны там снимать фильм», - вспоминает местная жительница Роза Галазова.
«Даже до сих пор думаю, может, все-таки остались живы, или, может, куда они делись. Может, кто-то позвонит и скажет, что он жив. И вот так все время жить - это очень трудно…» - говорит Роза Галазова.
Шансы выжить были минимальны, говорят ученые. Теперь уже известно: часть горы Джимарай-хох обрушилась на ледник с мощностью удара до трех мегатонн.
«Максимальная скорость, определенная (директором Геофизического института Владикавказского научного центра РАН Владиславом - «МИР 24») Заалишвили по данным сейсмостанции, составила в районе верхних Кармадонских источников 420 метров в секунду. Лед и обломки, очень крупные обломки, до полутора тысяч тонн весом, летящие на такой скорости, они не могли оставить после себя ничего», - подчеркнул кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры «Прикладная геология» СКГМИ, г. Владикавказ Игорь Васьков.
Сейчас эти места популярны у туристов. Мы встретили гостей из Ставрополья. Здесь есть, на что посмотреть, и есть, кого вспомнить. Ведь чужой беды, как известно, не бывает.
О работе российских спасателей и развитии системы гражданской обороны сегодня речь пойдет в Государственной думе. Перед депутатами выступит глава МЧС Владимир Пучков.
Подробнее в сюжете: Даты
Читайте также: