<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Американский писатель Стивен Кинг отмечает юбилей. «Королю ужасов» сегодня исполнилось 70 лет. Несмотря на солидный возраст, плодовитый автор регулярно радует поклонников новыми романами, а его книги расходятся многомиллионными тиражами. Привлекает он и кинематографистов, тем более, что с Кингом работать приятно: права на свои тексты он отдает режиссерам за символический доллар. «МИР 24» вспомнил самые интересные и неоднозначные экранизации книг одного из самых успешных писателей нашего времени.
Если вы школьница-старшеклассница, умеющая передвигать взглядом предметы – не отчаивайтесь. Скорее всего, вы попали в фильм Брайана Де Пальма «Кэрри». Это первая экранизация Кинга, и любой писатель мог бы позавидовать такому дебюту на широком экране. Начинающий режиссер берет книгу начинающего автора, экранизирует ее, и в итоге выходит классика ужасов. Меньше крови – больше страха. Хотелось бы, чтоб режиссеры почаще вспоминали об этом кредо.
Один из лучших фильмов Стэнли Кубрика с непростой судьбой. Хороший сюжет, талантливая реализация, и в качестве награды – полный провал. Две номинации на «Золотую малину»: за худшую режиссуру и худшую женскую роль. Но время сделало свое дело, и теперь это признанная классика, а шутники, придумавшие антипремию, остались за бортом истории.
Писатель-неудачник Джек Торренс бежит от мира в старый отель. Там он полчаса устает, полчаса злоупотребляет алкоголем, затем пытается вырезать всю семью, пять минут замерзает в сугробе и через десятки лет становится героем интернет-мемов. Звучит глупо. Но это снял Кубрик, ему можно верить.
«Если б вы могли вернуться в прошлое и убить Гитлера, сделали бы вы это?», - задается вопросом главный герой этого фильма.
Еще один пример того, что даже высоколобые режиссеры готовы браться за экранизацию массовой литературы. Дэвида Кроненберга можно назвать едва ли не главным первертом Голливуда. Но в этот раз он решил придержать свою неуемную фантазию и следовать замыслу автора. Здесь нет традиционного для Кроненберга боди-хоррора и прочих безобразий, зато полно драматизма и прекрасной игры Кристофера Уокена.
Одна из самых странных экранизаций Кинга принадлежит недавно покинувшему нас Тоубу Хуперу. Демон вселяется в пресс для отжимания белья, установленный в прачечной. Порождение зла заключило договор с владельцем заведения: в обмен на бессмертие старик отправляет в давилку юных девственниц.
Фильм действительно пугает. Но не потому, что он особенно страшный, а потому, что понять происходящее на экране решительно невозможно. Весь этот кошмар спасает Роберт Инглунд. Звезда хорроров выступил в своем любимом амплуа злодея с плохим чувством юмора. На выходе получилась довольно забавная смесь абсурда и литров крови.
Никогда не хороните любимых на проклятом индейском кладбище. А если все же нарушили этот запрет, то бегите как можно быстрее и подальше. Такова незамысловатая мораль этого хита перестроечных видеосалонов. Сюжет вроде бы незамысловатый, но фильм стал классикой жанра ужасов. А наблюдательный зритель точно обрадуется, когда увидит, кто снялся в миниатюрной роли священника на похоронах.
К слову, на днях режиссер Карлос Мускетти намекнул, что фанатам Кинга стоит ждать ремейка «Кладбища». Впрочем, ему придется поспешить – конкурентов у создателя недавнего «Оно» хватает. За право снять новую версию фильма уже борются Хуан Карлос Фреснадильо («28 недель спустя») и Александр Ажа («У холмов есть глаза», «Кровавая жатва»).
Постапокалиптическое будущее, Арнольд Шварценеггер, толстый оперный певец в серебристом костюме и финальное наказание для всех злодеев. Что еще нужно для хорошего фильма по Кингу?
Оригинальный роман был опубликован от имени Ричарда Бахмана. Говорят, Кинг использовал псевдоним, чтобы проверить: его книги покупают из-за их качества или из-за громкого имени на обложке? Впрочем, мистификацию быстро раскрыл рядовой продавец из книжного магазина. Кинг долго отрицал свою причастность к романам Бахмана, но в итоге сдался и признал подлог.
Проблема взросления – постоянный мотив в романах Кинга. Во многом это связано с личными травмами, которые писатель получил в юности. В школе он был аутсайдером, вел себя довольно эксцентрично – например, приходил на уроки в домашних тапочках. А учебе предпочитал сочинение страшных рассказов. Разумеется, старшим это не очень нравилось.
Запоздалой местью взрослым стал его рассказ «Дети кукурузы», посвященный зловещему культу убийства тех, кто достиг совершеннолетия. Текст предвосхитил «сатанинскую панику», охватившую Америку в 80-х. На ее волне режиссер Фриц Кирш снял вольную интерпретацию «Детей кукурузы», положившую начало целой серии фильмов.
В 1994 году Ларс фон Триер бросил вызов Дэвиду Линчу и снял собственный «Твин Пикс» - сериал «Королевство». А ровно 10 лет спустя Стивену Кингу доверили написать сценарий к его американской версии. Мастер ужасов полностью перестроил мир датского хулигана, адаптировав его под массового зрителя.
Фанаты оригинального сериала пришли в ужас, критики несколько смутились, а рейтинги «Госпиталя» падали от эпизода к эпизоду. В общем, сплошное разочарование. Но если вы его не видели, вы еще не настоящий фанат Стивена Кинга. Ведь провалы кумиров порой бывают интереснее их побед.
Уже упомянутый Карлос Мускетти сделал настоящий подарок для любителей фейсбучных войн. «Какой фильм лучше: классика 1990 года или новодел?» Об этот вопрос сломались тысячи виртуальных копий.
Разборки вокруг фильма перенеслись и в реальную жизнь. В Петербурге труппа клоунов устроила акцию протеста под лозунгом «Мы не Оно». Выглядит как шутка, но в 90-м году так же протестовали их американские коллеги. Тогда они заявляли, что фильм серьезно ударил им по карману. Они утверждали, что после выхода ленты спрос на клоунов для детских праздников упал вдвое.
Впрочем, удивительно, что именно фильм по Кингу вызвал такое неприятие у профессиональных артистов. Ведь клоун нередко предстает на экране в самом неприглядном виде. Достаточно вспомнить «Дом тысячи трупов» Роба Зомби, шедевр трэша «Клоуны-убийцы из открытого космоса» или «В присутствии клоуна» самого Ингмара Бергмана.
И напоследок – фильм, который юбиляр срежиссировал лично. Сумбурная черная комедия о том, как машины взбунтовались против человечества, принесла создателю номинацию на «Золотую малину» за худшую режиссуру. Но зато из этого провального фильма мы узнаем, что Кинг не лишен самоиронии и по-настоящему любит кино. А этого более чем достаточно.
Эдуард Лукоянов