19:01 24/09/2017

«Человек радости»: жизнь и судьба Зураба Соткилавы

Фото: Бобылев Сергей © ТАСС

Судьба выдающегося тенора Зураба Соткилавы, которого не стало на этой неделе, удивительна. Оперным певцом он мог и не быть, ведь начинал как спортсмен. 

Страстный и бескомпромиссный Отелло – только Соткилаве было по силам исполнить партию так, что даже тем, кто не очень разбирается в опере, все становилось понятно. Бешеный темперамент на сцене, на футбольном поле, в жизни. Сцена и футбол и были его жизнью.

«Мы потеряли друга, человека, который искренне переживал не только за свою профессиональную деятельность, но и за советский, за российский спорт», - говорит Валерий Газзаев, заслуженный тренер РФ, депутат Госумы.

Зураб Лаврентьевич не скрывал, что позволял себе во время исполнения партии вдруг сообщить сидящему в зале другу о результате футбольного матча между московским «Спартаком» и тбилисским «Динамо».

«Я суфлера предупредил, чтобы у него было радио, и он получал информацию. И вот он мне показывает: 3:1 в пользу «Динамо». И я со сцены после арии «Сельской чести» пою: «Мы победили - три один»», - вспоминал певец.

К футболу Соткилава трепетно относился всю жизнь. Ведь сам играл за сухумское «Динамо», а потом возглавил молодежную команду тбилисского «Динамо». Успел поиграть и за основной состав. Но спортивной карьере помешали травмы.

«Я помню его игру. Тогда я вел радиорепортаж, а Котэ Махарадзе - телевизионный. Это была трансляция из Чехословакии, 1959 год. Мы все болели, нервничали. К нам в дикторскую кабинку заглянул Соткилава, подбодрил, много шутил. Во время этой игры он и получил травму», - рассказывает спортивный комментатор Джамлет Хухашвили.

После этого поступил в Тбилисскую консерваторию. А родители мечтали о сыне-инженере. Но Зураба было не переубедить.

Весной 2016 года состоялось последнее выступление Соткилавы на сцене Тбилисской оперы. Театр открыли после долгой реконструкции. Близкие тогда уже знали о тяжелой болезни, просили не выходить на сцену, остаться в зале. 

«Что вы, он прямо с дороги забежал в театр. Обнял нас, прошелся по кулисам, ему было интересно все, что здесь установили, обновили. Потом он начал репетировать. Вообще-то он репетировал везде, даже в поезде. Мы с ним объехали весь мир. А сейчас я осиротел», - говорит Эльдар Гецадзе, ведущий солист оперного театра.
 
Он умел рассказывать анекдоты, любил грузинские застолья и был прекрасным тамадой. Балагур и весельчак. «Человек радости», говорят коллеги.

«Я всегда удивлялась, откуда он знает столько баек и шуток. Оказывается, придумывал их прямо на ходу. А потом их разносили по театру и передавали из уст в уста. Когда приходили к нему домой - это было настоящее представление», - вспоминает солистка оперного театра Мзия Давиташвили.

Болезнь его изматывала, но он не сдавался. Преподавал в Московской консерватории. Мечтал собрать всех своих врачей и спеть для них. И ответственным за все считал только себя.