Победу на выборах в немецкий Бундестаг одержал альянс ХДС/ХСС, сообщил избирательный комитет Германии после подсчета голосов в 299 избирательных округах. Партия власти заручилась поддержкой 33% избирателей, на втором месте оказались социал-демократы (СДПГ) с 20,5% голосов, а правопопулистская партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) вышла на третье место с показателем в 12,6% голосов и впервые получила право представлять свои интересы в федеральном парламенте.
Корреспондент «МИР 24» побеседовала с российскими политологами и выяснила, почему лозунги националистической партии нашли такую поддержку среди избирателей, была ли победа Ангелы Меркель ожидаемой, и как воспринимают результаты выборов в экспертном сообществе.
Рассказывает Леонид Владимирович Поляков, профессор, заведующий кафедрой общей политологии ГУ ВШЭ:
«На мой взгляд, никакого другого исхода у выборов-2017 в ФРГ не могло быть. Все прогнозы сводились именно к тому, что победа будет за блоком ХДС/ХСС, правда, по тем данным, что есть сейчас, они набирают ниже прогнозируемой доли. Ожидалось, что объединение поддержат 36-37% голосовавших, но на деле они заручились поддержкой не более чем 33%.
Точно так же социал-демократы (СДПГ) вместо 22% пока получили только 20% голосов, но самый точный прогноз оказался в отношении «Альтернативы для Германии», которая вышла на третье место и уже превзошла все возможные прогнозы - немецкие и зарубежные аналитики давали им 11%, а у них по самым скромным расчетам около 13%.
Так что в целом расклад ожидаемый, здесь никаких особых сюрпризов нет, даже несмотря на неоднозначную программу, которую предлагает последняя партия. В ходе избирательной кампании один из лидеров АдГ сделал достаточно провокационные заявления - я имею в виду Александра Гауланда, который призвал немцев гордиться подвигами солдат-соотечественников, воевавших на полях обеих мировых войн. И, конечно же, тогда политические противники не приминули воспользоваться случаем обвинить Гауланда персонально и всю партию в симпатии нацистским настроениям.
Но дело в том, что тот же Гауланд - как и многие его единомышленники - «тертый калач» в смысле политического и политтехнологического опыта. Он пришел в «Альтернативу для Германии» из партии ХДС, где работал почти 40 лет, и он прекрасно понимал, с какой целью говорил это: таким образом получилось привлечь на свою сторону радикальный электорат, раздраженный нашествием мигрантов и другими относительно новыми для Германии явлениями.
Для Гауланда было не принципиально, нацист его потенциальный избиратель или нет: цель была привлечь голоса. Поэтому я думаю, что подобные действия очень сказались на итогах выборов, и во-вторых, я уверен, что свою роль сыграла позиция этой партии по отношению к России, ее роли в Сирии, украинскому конфликту. В немецком обществе есть определенная усталость из-за нагнетания международной напряженности, и те немецкие избиратели, которые многие годы ждут политической «разрядки» в отношениях с Россией, тоже отправились голосовать за альтернативный курс».
Комментирует Вячеслав Александрович Калинкин, германист, специалист Российского института стратегических исследований (РИСИ):
«С одной стороны, результаты выборов стали действительно ожидаемыми: подтвердился прогноз того, что канцлером остается Ангела Меркель. Эти цифры, которые давали социологические институты, тоже более ли менее подтвердились, хотя партии, входящие сегодня в правительственную коалицию, получили меньшую поддержку, чем это ожидалось.
Успех «Альтернативы для Германии», по моему мнению, стал вполне закономерен, так же как и возвращение в парламент страны либералов, которые четыре года назад были вынуждены покинуть Бундестаг. В этом смысле прогнозы сбылись, хотя остаются вопросы и сомнения относительно того, каким будет будущее правительство: отказ лидера социал-демократов Мартина Шульца от продолжения коалиции с христианскими демократами, конечно, удивил многих экспертов, и остается спорной темой для самих политических партий Германии.
Успех АдГ на выборах, с моей точки зрения, довольно прост: он заключается в том, что партия поднимала темы, которые другие партии старались игнорировать. Партия власти, особенно ХДС, сделала ставку на создание гармоничной, спокойной избирательной Германии без провокационных заявлений, у Ангелы Меркель был даже такой лозунг: «Германия, в которой хорошо и комфортно жить». «Альтернатива для Германии» попыталась показать, что нет - не все хорошо, и не все жители довольны, уровень жизни стремительно падает.
Этой партии фактически удалось продиктовать ход избирательно кампании, особенно в течение самых последних недель. Выборы лишний раз подтвердили: тема беженцев до сих пор никуда не делась - 13% граждан, проголосовавших за эту партию, подтвердили свое согласие и поддержку именно этой стратегии. На востоке Германии АдГ вообще вышла на второе место после ХДС - здесь мы видим явные географические предпочтения».
Беседовала Надежда Сережкина
Подробнее в сюжете: Выборы в ФРГ