12:41 29/09/2017

«Оно» теперь с деньгами: самые кассовые хорроры в истории кино

Фото: Peter Byrne © ТАСС

Фильм «Оно» Андреса Мускетти побил очередной рекорд. Теперь это самый кассовый хоррор-фильм в истории. О сборах в $500 млн рассказала глава маркетингового отдела Warner Brothers Сью Кролл.

Предыдущее достижение было установлено более 40 лет назад. И то ли «клоунская» тематика так будоражит умы зрителей, то ли за люди вновь готовы платить за собственный страх. «МИР 24» постарался разобраться в этом, а заодно и вспомнить другие кассовые фильмы ужасов.

«Изгоняющий дьявола» (1973) – $441 млн


Тот самый фильм, рекорд которого пал с новой экранизацией Стивена Кинга. «Изгоняющий дьявола» – проще говоря, экзорцист – тоже снят по адаптированному сценарию. Оригинальную книгу написал умерший в 2017 году Уильям Блэтти.

Секрет успешности картины (в 1973 году она обогнала по сбором самого «Крестного отца») кроется в скрупулезной работе режиссера Уильяма Фридкина и в его понимании подсознательных желаний зрителя. Лента снималась на протяжении практически года, и изначально создавалась с целью как можно сильнее напугать зрителя. Фридкин будто передал свою энергетику операторам, актерам и даже гримерам так, что те психологически точно просчитывали свою работу.

Академически выверенный хоррор пугает каждую секунду, от первых приступов девочки, в которую вселился демон Пазузу, и до финальных кадров. Многие зрители ходили на фильм несколько раз – только чтобы испугаться еще сильнее. Фридкин не стал принимать участие в последующих частях франшизы, поэтому они собрали уже далеко не такую большую кассу. И, конечно, не получили положительной прессы.

Франшиза «Заклятие» (2013 и 2016) – $320 млн каждый


Джеймс Ван – молодой режиссер, который на протяжении практически всей карьеры снимал фильмы ужасов. На данный момент он самый кассовый создатель хорроров: сразу четыре его ленты входят в список самых кассовых. Два из них – франшиза «Заклятие», которая основана на статьях исследователей паранормальных явлений Эда и Лоррейн Уорренов.

Оба фильмы основаны на классическом концепте «невидимого нечто» – никаких чудовищ до самого конца истории в кадре не появляется. В обычном доме обычной семьи внезапно начинают происходить странные события: животные сами по себе умирают, температура скачет, предметы падают. Саспенс нагоняют и «охотники за приведениями», которые появляются в середине картины только чтобы разузнать новые страшные подробности о доме.

Эта же парочка борцов с паранормальными явлениями появляется и во второй части фильма, которая не собрала столь же положительных отзывов, но зато заработала не меньше денег. Учитывая не самый высокий бюджет, оба фильма окупились в несколько раз.

Франшиза «Проклятие Аннабель» (2014 и 2017) – $256 млн и $295 млн


Еще одна серия фильмов от Джеймса Вана, которая является спин-оффом «Заклятия». История рассказывает о злом духе, вселившемся в большую куклу Аннабель в белом свадебном платье. А дальше – сатанинские культы, таинственные убийства и прочие элементы фильмов ужасов. Все, что нужно зрителю. Забавный факт: актрису, которая играет главную героиню, также зовут Аннабель.

В приквеле «Проклятие Аннабель: Зарождение зла» говорится о создании куклы, а затем и о ее первых жертвах. Фильм снят режиссером Дэвидом Сандбергом и больше напоминает слэшер, чем хоррор. Здесь много убийств, крови и скримеров, что было не особо характерно для Вана.

Второй фильм был, уже по традиции, встречен более холодно, чем первый, но собрал большую кассу.

«Звонок» (2002) – $249 млн


Подростки смотрят пугающую видеокассету, после чего им звонят и сообщают, что жить осталось всего семь дней. Этот сюжет после «Звонка» был обыгран уже сотни раз, он прочно вошел в культуру. А ведь началось все с японского фильма 1998 года. Он настолько покорил продюсеров и режиссера Гора Вербински, что, по голливудской традиции, не мог быть не переснят.

Сюжет был несколько изменен и дополнен, молодая Дэйви Чейз и Наоми Уоттс в качестве противостоящих героинь придали касту ленты колорита, а удачные режиссерские решения Вербински помогли напугать зрителей даже в Японии.

«Сатурн» за лучший фильм ужасов и лучшую женскую роль, положительные отзывы в прессе, огромная касса и вхождение фильма в разряд культовых – что еще может желать режиссер, впервые попробовавший себя в новом жанре.

Судя по всему, в XXI веке люди действительно готовы шире открывать карман только чтобы их хорошенько напугали. Впрочем, это лишь делает комплимент старенькому «Изгоняющему дьявола», который пусть и был свергнут с первого места, но все еще держится в элите хорроров.