Уже в это воскресенье, 1 октября, каталонцы намерены провести референдум о независимости. Вопреки тому, что Мадрид объявил плебисцит незаконным. Удастся ли провести народное голосование? И какими могут быть последствия? На эти вопросы в программе «Акценты» на телеканале «МИР 24» ответили директор Центра стратегического анализа Института инновационного развития Андрей Иванов и заведующий отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН, доктор исторических наук Владимир Швейцер.
Сейчас краевые власти Каталонии играют с федеральными в кошки-мышки. Каталонцы тайно печатают бюллетени, закупают урны и готовят подпольные участки для голосования. Полиция проводит обыски и аресты, допрашивает и запугивает директоров школ, изымает бюллетени, перебрасывает дополнительные силы полиции в регион. Как думаете, в принципе, удастся сепаратистам провести референдум?
Швейцер: Ни в коем случае. Никакого референдума по законам и конституции Испании провести им не удастся. Еще в 2014 году они пытались провести такую же акцию. И явно преимущество на стороне центра, испанских властей. Они со своей точки зрения, конечно правы, у них закон.
Иванов: Соглашусь, что референдум не состоится. Но сегодня это особо никого и не волнует. Активисты настроены говорить о том, что власти жмут демократию, не дают народу выразить волю. И то голосование, которое где-то в подполье состоится, будет преподноситься политиками как всенародное волеизъявление. Борьба каталонцев за независимость продолжится – это очевидный факт.
Каталонский парламент одобрил «Закон о референдуме о самоопределении Каталонии». Конституционный суд Испании признал его незаконным, поскольку по конституции носителем суверенитета является испанский народ. Иными словами, одна часть населения королевства, то есть каталонцы, не могут решать судьбу всей страны, а 60 процентов населения страны против референдума. Если референдум изначально противоречит конституции, то к чему полицейские меры, запугивания и все остальное? Можно было не доводить ситуацию до точки кипения?
Швейцер: С моей точки зрения, власти Каталонии все прекрасно понимают. Шансов на то, что они получат независимость, у них нет. Но они ее и не хотят. Они хотят выбить из Мадрида еще больше экономических услуг, сильнее ослабить обложение налогами каталонской общины. Тем более вы знаете, что Евросоюз никогда никакого зеленого света Каталонии не даст…
Продолжение беседы смотрите в видеоролике.
Подробнее в сюжете: Гости эфира