В референдуме о независимости Каталонии приняли участие 43% жителей автономии. 90% голосовавших - за отделение от Испании. 3844 человека пострадали в столкновениях с полицейскими.
«Старики, дети, женщины, все плачут. Почему они должны страдать? Они просто хотят голосовать, хотят демократию и независимость», - говорит участник референдума.
Во время референдума полиция заблокировала более двух тысяч избирательных участков. 513 сотрудников полиции и гражданской гвардии получили ранения. У Храма Святого Семейства в Барселоне толпа избирателей скандировала «Мы проголосовали!»
«Мы - жертвы этого беспредела. Более 700 человек уже в больницах. Мы так и не смогли здесь проголосовать. Нам пришлось бежать в другое место. Что это?! Мы не преступники, не воры, не коррупционеры! Мы ведь только хотели проголосовать», - негодует участница референдума.
Власти Испании объявили референдум о независимости Каталонии незаконным. На 3 октября в Каталонии намечена всеобщая забастовка.
Каталония - один из самых густонаселенных регионов Испании. В общей сложности там проживает 7,5 миллионов человек. Площадь автономии - 32 тысячи квадратных километров. На севере Каталония граничит с Францией, а с востока ее омывает Средиземное море.
Автономный статус Каталония получила в 1979 году. У нее появилось собственное правительство и парламент. Каталонский язык стал официальным наравне с испанским.
Сейчас Каталония - один из самых экономически развитых регионов Испании. На его долю приходится 35% ВВП Испании. В округе расположены текстильные, химические, фармацевтические и автомобильные производства. Помимо этого Каталония – «Мекка» для туристов со всего мира. Ежегодно только столицу региона Барселону посещают порядка 10 миллионов туристов. Знаменит этот округ и своими винами. В Каталонии производится 10% всех испанских вин.
300 лет назад Каталония стала частью Испании. Почему регион теперь решил стать независимым, в студии телеканала «МИР 24» пояснил политолог Александр Асафов.
- Почему? За три столетия так и не смирились?
Александр Асафов: Если говорить объективно, Каталония не стала частью Испании, она потеряла независимость. Все 300 лет она так или иначе боролась за независимость. Статус автономии Каталония получила только после падения режима Франко. Этот статус устроил не всех. Сегодняшние стычки с полицией – проявление длинной истории.
- В референдуме о независимости приняли участие меньше половины жителей Каталонии. При этом 90% проголосовавших высказались за отделение от Испании. Насколько это показательный результат?
Александр Асафов: Если смотреть общую явку на подобных мероприятиях в мире, то это хороший показатель. Самая высокая явка традиционно считается в США - порядка 65-66%. В Европе ниже. 42%, которые пришли голосовать, - вполне репрезентативный показатель. Эти люди показали, о чем думают каталонцы. Как правило, сторонники отделения имеют более яркую и четко выраженную позицию, поэтому именно они в большинстве и пришли на участки. Те, кто против отделения, остались дома.
- В мире две сотни стран и три тысячи этносов. Если даже четверть решат стать независимыми государствами, в мире начнется полный хаос.
Александр Асафов: Каталония – та самая болевая точка Евросоюза, о которой говорили достаточно давно. Каталонская элита воспользовалась Брекситом – выходом Великобритании из ЕС – чтобы получить как можно больше экономических преференций от Мадрида. Задачей элиты, а не народа является именно шантаж Мадрида в получении денег, которые Каталония для Испании зарабатывает.
Несмотря на то, что Каталония является экономически передовым регионом Испании, а Испания – это четвертая экономика ЕС, 90% товаров, которые производятся в Каталонии (это в большей части промышленные, а не сельскохозяйственные товары), Каталония реализует в самой Испании. То есть при жестком разрыве и уходе, Каталония потеряет рынки сбыта. Поэтому по большей части это все-таки игра.
Каталония ссылается на право на самоопределение, зафиксированное в Уставе ООН. По этому документу проходило уже много референдумов, например, шотландский. Это тот самый «косовский синдром». Можно сказать, что сейчас ЕС пьет полную чашу того, что ранее они провели на Балканах. Несмотря на это, элите не нужен такой выход, ей нужна договоренность о большей автономии. Например, как у соседней Страны Басков.
Полную версию интервью смотрите в видеоролике.
Подробнее в сюжете: Гости эфира