Сегодня исполняется ровно сто лет с того дня, как была казнена Мата Хари – легендарная шпионка, красавица, куртизанка, кружившая головы многим высокопоставленным политикам и военным Германии и Франции.
Ее настоящее имя – Маргарет Гертруда Зелле (в замужестве Маклеод). Подданная Нидерландов, с детства она отличалась неуемной фантазией и питала страсть к приключениям. Последних явно не хватало в лучшей частной школе для детей знати, где она училась. Затем 16-летняя девушка была отправлена доучиваться к дяде, известному своей строгостью. Но ее темперамент искал выхода, и Маргарет решила, что путь к свободе лежит через замужество. Мужа она себе отыскала по объявлению, и несколько лет прожила с ним в Голландской Ост-Индии.
Фото: wikipedia.org
В 21 год Маргарет развелась и уехала покорять Париж. Там она устроилась на работу в цирк Молье. Именно месье Молье придумал для нее амплуа исполнительницы экзотических танцев. Она взяла псевдоним Мата Хари, придумала себе фантастическую биографию и стала оттачивать искусство танца и обольщения. На волне охватившей Европу моды на экзотику образ восточной принцессы, таинственной и распутной одновременно, пользовался невероятным успехом.
Мата Хари танцевала в театре Ла Скала в Милане, затем в берлинском «Метрополе» и на других самых престижных площадках Европы. Ее чувственные, наполненные эротикой танцы весьма отдаленно напоминали традиционные восточные, зато в конце исполнения она оставалась практически нагой. Лишь массивные бусы, браслеты и диадемы позвякивали на ее разгоряченном теле.
Первая мировая война смешивает все сценические планы Маты Хари, но открывает новую, неожиданную страницу в ее карьере. Экзотическая танцовщица, имеющая поклонников и любовников среди самых влиятельных политиков разных стран Европы – это ли не подарок для разведки любой страны мира?!
Осенью 1915 года она уже завербована германской разведкой. Ее имя после ускоренного курса обучения – агент Н-21. Пользуясь нейтралитетом Нидерландов, Маргарет, как подданная этой страны, свободно перемещается, пересекая границы воюющих Германии и Франции и выполняя задания германской разведки.
Меньше чем через год деятельность Маты Хари была вычислена. Она была перевербована и стала выполнять задания французской разведки. Не исключено и то, что Маргарет сама предложила французам свои услуги , оценив их в миллион франков.
Двойным агентом Мата Хари пробыла недолго. В 1917 году она была отправлена французами с заданием в Испанию, где те перехватили немецкую радиограмму, из которой следовало, что «агент Н-21» продолжает работать на немцев. В результате Мата Хари была арестована французскими военными и очень быстро приговорена к расстрелу. По некоторым данным, знаменитая куртизанка знала нечто такое, что грозило крахом сразу нескольких карьер среди французских политиков высшего звена. Именно поэтому ее и убрали так стремительно.
Адвокат сражался за нее изо всех сил: он подал прошение о помиловании на имя президента Пуанкаре, а во время процесса встал на колени перед судом: судя по всему, он был искренне очарован этой исключительной женщиной.
Однако 15 октября 1917 года приговор был приведен в исполнение. Журнал The New Yorker, позже посвятивший статью истории Маты Хари, писал, что в день казни она была одета в изящный костюм, сделанный на заказ специально для этого случая, и пару белых перчаток. Когда прозвучала команда, она улыбнулась и послала воздушный поцелуй солдатам, как много лет посылала его со сцены публике.
Эта потрясающая женщина прожила насыщенную жизнь, которой хватит на десяток приключенческих романов. Немецкая коммунистка, советская разведчица, она сменила множество имен – Урсула Кучински, Урсула Гамбургер, Урсула Бертон, Соня. Рут Вернер – ее писательский псевдоним, который она взяла, отойдя от разведывательных дел.
Фото: wikipedia.org
Урсула, будущая Рут Вернер, родилась в многодетной семье. Ее родители были небогаты. Когда ей было всего 14 лет, они уехали на заработки в США и с тех пор по полгода отсутствовали дома. Как старшая из девочек, Урсула-Рут вынуждена была заботиться о младших братьях и сестрах. Она окончила лицей, торговую школу и начала работать в книжном магазине. Вскоре вступила в профсоюз, а затем и в Коммунистическую партию, где сразу стала активным деятелем. Потом была потеря работы, несколько лет жизни в США, возвращение в Германию и замужество. В 1929 году Рут вместе с мужем, молодым архитектором Рудольфом Гамбургером, отправилась в Шанхай, где он рассчитывал на работу, а она – на встречу с китайскими коммунистами, о которых тогда много писали.
В Китае молодая женщина могла бы жить в роскоши и неге, но она хотела совсем другого. Не найдя выхода на местных коммунистов, она, уже будучи беременной, через приятельницу познакомилась с Рихардом Зорге и вскоре стала хозяйкой конспиративной квартиры, где встречались члены его группы. По некоторым данным, Рут была влюблена в Рихарда Зорге, но это лишь догадки биографов.
Работая под псевдоним «Соня», она собирала в Китае сведения для СССР. Муж даже не подозревал, чем на самом деле занимается его супруга. Он был уверен, что, в основном, – воспитанием новорожденного сына и светскими визитами.
В 1933 году женщина прошла в Москве полугодовой спецкурс в советской разведшколе и стала штатным сотрудником разведывательного управления штаба РККА. Она рассталась с мужем, забрала маленького сына и отправилась с заданием в Манчжурию, в Мукден. Затем была Польша, Швейцария, Англия…
Рут Вернер была невероятно, пылко предана своей работе и коммунистическим идеям. А еще она обладала удивительным женским обаянием. Дважды Рут выполняла свою миссию вместе с разведчиками, с которыми она должна была изображать семейную пару. Однако со временем те влюблялись в Рут, и на самом деле становились ее мужьями, уже не фиктивно.Она без отрыва от выполнения заданий родила троих детей. Лихо перемещалась с ними из страны в страну, каждый день рискуя. Дети же лишь во взрослом возрасте узнали, чем занималась их мать.
Сеть ее информаторов была настолько обширной, что некоторые из них служили даже в разведках стран Европы и США. Полковник ГРУ, она участвовала в похищении секретов атомной бомбы, была руководителем нелегальной резидентуры, а после 1950 года поселилась в ГДР и дожила до 83 лет, написав несколько книг, в том числе автобиографическую «Соня рапортует».
Эта знаменитая разведчица времен Второй мировой войны прожила совсем короткую, но яркую жизнь. Мать ее была француженкой, отец – англичанином. Оба языка были в равной степени родными для девушки, поэтому ей ничего не стоило сойти за свою в оккупированной немцами Франции. Когда Виолетте было 23 года, ее муж Этьен Жабо, французский офицер Венгерского легиона, погиб, и молодая женщина, оставшаяся в Лондоне одна с маленькой дочкой на руках, стала британской разведчицей.
Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images, ТАСС
Она присоединилась к Special Operations Executive (SOE), прошла интенсивную подготовку как спецагент английской разведки, и была направлена в оккупированную немцами Францию с секретным поручением. Жабо ловко перемещалась в тылу врага, передавая данные о живой силе и численности вооружения, о местонахождении вражеских военных заводов, после чего те подвергались бомбежке. Члены диверсионной группы, в которую она входила, выводили из строя дороги и подрывали мосты. Из этой командировки Жабо вернулась благополучно.
Однако уже вторая поездка во Францию обернулась для Виолетты Жабо провалом. Автомобиль, в котором ехала Виолетта, был остановлен на контрольно-пропускном пункте. Последовала перестрелка. У Жабо закончились патроны, и она была схвачена.
Ее пытали, потом поместили в концентрационный лагерь Равенсбрюк. Несколько месяцев молодую женщину подвергалась пыткам, а затем расстреляли. Всего несколько месяцев не дожила она до победы. В 1946 году Виолетта Жабо была посмертно награждена Георгиевским крестом.
«Она отличалась храбростью и часто добровольно готова была идти на риск. Эта женщина не была жадна на деньги. Она стремилась только к одному – служить делу, в которое верила», – так возвышенно характеризовал бывший английский разведчик Монтгомери Хайд героиню с агентурной кличкой Цинтия.
Под этим псевдонимом скрывалась светская львица, жена британского дипломата Эми Элизабет Торп. Она была красавицей, и это отлично использовал ее муж Артур Пек, работавший на английскую разведку. Он не мешал своей юной жене завязывать романы с высокопоставленными политиками и военными. Наоборот, благодаря ее увлечениям получал ценные разведывательные данные.
После внезапной смерти Артура Пека британская разведка перебрасывает Цинтию в Соединенные Штаты. Там ей удалось соблазнить итальянского военно-морского атташе адмирала Альберто Лаиса и достать с его помощью шифры военно-морского флота Италии. В дальнейшем это позволило английскому флоту нанести сокрушительное поражение итальянским морякам в сражении у мыса Матапан.
Затем она провернула хитроумную операцию в посольстве Виши в Вашингтоне. Ее очередной любовник передавал молодой женщине всю документацию, включая секретные телеграммы и коды.
Добытые ею данные, среди прочего, помогли войскам союзников осуществить высадку в Северной Африке в 1942 году. Причем при общении со своими информаторами Цинтия выдавала себя за… тайного агента Соединенных Штатов. Это делалось для того, чтобы англичане имели возможность остаться в стороне от скандала в случае провала кого-то из ее агентов. По словам разведчика Хайда, главным оружием Цинтии была не столько красота, сколько острый ум, исключительная наблюдательность и недюжинный интеллект.
Россия лишь недавно перестала отрицать, что эта семейная пара из США работала на советскую разведку. А перечень всех сведений, которые они добыли как агенты советских спецслужб, не рассекречен до сих пор.
Известно лишь, что, начиная с 1938 года, Розенберги поставляли подробную информацию о разработках, связанных с изобретением в США атомной бомбы.
Фото: Roger Higgins, wikipedia.org
Они десятки раз встречались с советским резидентом Александром Феклисовым. А также с разведчиками Анатолием Яцковым, супругами Коэн и Вильямом Фишером. В результате в Советский Союз были переправлены рабочие чертежи бомбы, сброшенной на Нагасаки, объемный отчет брата Этель Дэвида Грингласса, работавшего механиком в ядерном центре, а также образец радиовзрывателя для атомной бомбы.
Возможно, именно благодаря их сведениям Советский Союз так быстро перешел от теоретических разработок к испытанию атомной бомбы. Это лишило США монопольного обладания ядерным оружием и возможности использовать стратегию атомного шантажа.
В ФБР стали искать утечку информации, и довольно оперативно вышли на инженера-физика Розенберга и его жену-домохозяйку, растившую двоих сыновей. Они до конца отрицали свою вину. Тем не менее, паре был вынесен смертный приговор. Сохранились невероятно нежные и трогательные письма Розенбергов, которыми они обменивались, будучи приговоренными к смерти.
Это было очень громкое дело! О помиловании Розенбергов ходатайствовали Альберт Эйнштейн, Томас Манн и Папы Римский Пия XII. Но ни эти прошения, ни демонстрации протеста против смертного приговора не имели успеха. И 19 июня 1953 года супругов казнили в тюрьме Синг-Синг на электрическом стуле.
Обаятельная и общительная Елизавета Зарубина прослужила в советской разведке 21 год. Ее кодовые имена Эрна и Вардо, в Германии она работала под фамилией Гутшнекер, во Франции и Дании – Кочек, в США – Зубилина. Ее партийный псевдоним в Австрии был Анна Дейч. Она свободно владела английским, французским, немецким и румынским языками.
В 1928 году прошла спецподготовку в Москве и вышла замуж за разведчика Василия Зарубина. Под видом пары чехословацких коммерсантов супруги отправились в Данию. До 1933 года Зарубины действовали в Дании и Франции, потом до 1936 года – в нацистской Германии. В это время Елизавете Зарубиной удалось завербовать сотрудника гестапо гауптштурмфюрера Вилли Лемана, который стал прототипом знаменитого Штирлица из «Семнадцати мгновений весны».
С декабря 1941 года супруги под новой фамилией Зубилины работали в США, где Василий Зарубин был первым секретарем посольства СССР. Там Елизавета Зарубина вела самую бурную деятельность. Элегантная жгучая брюнетка с чувственным взглядом и классическими чертами лица, натура утонченная и широкая, она, как магнит, притягивала к себе людей, вербуя все новых и новых агентов в свое ведомство.
Впрочем, Зарубина использовала при необходимости не только личное обаяние, но и шантаж. Всего на связи с нею в США было 22 завербованных ею агента, включая нескольких жен выдающихся людей, которые были либо источниками секретной информации, либо агентами влияния. Таким образом она вышла на физиков Оппенгеймера и Сциларда, будущих руководителей проекта атомной бомбы. Елизавета подружилась с женой Оппенгеймера Кэтрин, а затем и с самим физиком. За участие в сборе информации о разработке атомного оружия 22 октября 1944 года она награждена орденом Красной Звезды.
В 1944—1946 годах в звании подполковника Елизавета Зарубина работала в центральном аппарате внешней разведки в Москве. В 1946 году она в чине полковника была вынуждена уволиться в запас, поскольку в органах безопасности начались кадровые перестановки и чистки. Позже занималась спецподготовкой молодых разведчиков в школе КГБ. Дожила до 87 лет.
Татьяна Рублева