Россияне стали оптимистичнее смотреть в будущее, нежели в предыдущие два года, выяснилось в ходе опроса ВЦИОМ. Правда, доля тех, кто думает, что худшие времена впереди, составляет 41%, а еще 21% опрошенных считают, что самые большие сложности мы переживаем именно сейчас. 31% респондентов полагает, что они остались позади.
Индекс социальных ожиданий, демонстрирующий, насколько оптимистично россияне оценивают будущее страны и рассчитанный на основе ответов (он может принимать значение от минус 100 до 100 пунктов: чем выше, тем лучше ожидания) по-прежнему отрицательный, но с положительной динамикой, отмечают социологи. В сентябре 2017 года индекс оказался на отметке минус 31 пункт, что лучше, чем в 2015 году (минус 52 пункта) и в 2016 (минус 48 пунктов).
По словам руководителя практики социального моделирования и прогнозирования ВЦИОМ Юлии Баскаковой, после колебаний курса рубля и ценовых потрясений прошлых лет россияне ощутили стабильность и оценивают ситуацию в стране и в собственной жизни как хорошую. Правда, как это соотносится с тем, что 62% в общей сложности настроены пессимистично, не очень понятно. Ситуацию обозревателю «МИР 24» прокомментировал политолог, историк, президент Московского центра изучения публичного права Аждар Куртов.
- Аждар Аширович, судя по результатам опроса, большинство россиян не очень довольно своим положением. С чем это, на ваш взгляд, связано, и чего можно ожидать от таких настроений?
- Я полагаю, что значительное влияние на результаты опроса оказало то обстоятельство, что терпение людей не безгранично. Они могут потерпеть некоторое время, но ситуация в экономике у нас не блещет какими-то серьезными макроэкономическими успехами уже много лет. Это обычно воспринимается гражданами как курс правительства, не совсем верный для выхода из тяжелой ситуации. Да, многие явления связаны с санкциями, с падением цен на мировых рынках на сырьевые товары, это все имеет место, но тем не менее. Люди ведь сравнивают ситуацию в российской экономике с тем, что есть в странах ЕС (где тоже был кризис, и сейчас о нем говорят в меньшей степени), или со странами СНГ – Казахстаном, другими государствами, где макроэкономические показатели, в общем-то, лучше российских. Получается, что как бы российские власти ни объясняли причины такого положения дел, граждане воспринимают их скептически. Отсюда и их пессимистический настрой.
Я думаю, что это оправданная ситуация. Человек так устроен, что ему всегда нужно демонстрировать какие-то успехи – пусть даже небольшие. Тогда он начинает верить в правильность курса. А когда говорится о каких-то малозначимых успехах, которые человек на личном опыте не ощущает, другой вопрос. Люди видят, что пенсии работающим пенсионерам фактически заморожены, постоянно дебатируются вопросы о том, чтобы еще больше урезать социальные льготы, каких-то серьезных улучшений в сферах, не связанных с оборонкой, тоже не видно. Поэтому люди воспринимают все, что происходит в экономике страны, без оптимизма.
- То есть какого-то нового импульса для таких настроений не было? А с чем связаны страхи именно перед будущим?
- С тем, что власти выдают за успехи то, что не является существенным для конкретного гражданина, с его точки зрения. Например, демонстрируют новое оборудование в поликлиниках, но люди видят, что в поликлинику просто так не запишешься. И сложностей в здравоохранении много. Сейчас приняли систему, когда терапевта нужно вызывать только через скорую. После распада СССР был период, когда много говорилось о необходимости перехода к семейным врачам, но сейчас практикуется противоположное направление: один врач проводит первичный осмотр, второй выписывает больничный, третий должен отслеживать это лечение. Поэтому медицина в известной степени становится профанацией. Зарплаты не растут. Все разговоры о выполнении майских указов президента в отношении каких-то отдельных категорий часто выливаются в попытки имитации повышения зарплат.
- Получается, что отчетность не соответствует реальности?
- Совершенно верно. И это всегда раздражает людей, теряется доверие к экономическому курсу правительства.
- Как все эти настроения могут повлиять на грядущие президентские выборы?
- Сейчас трудно сказать однозначно. У нас существует негласное разделение труда – президент отвечает, прежде всего, за внешнюю политику, оборону и безопасность страны (хотя, в принципе, по конституции он отвечает за все), а правительство как коллегиальный орган и отдельные его члены отвечают за социально-экономические вопросы. У президента всегда есть возможность перевести стрелки на деятельность либо отдельных министров, либо правительства (что он, кстати говоря, очень часто и делает).
- То есть можно ожидать, что Путин перед выборами пожертвует какими-то министрами?
- Думаю, что да. А такого настроя, чтобы все эти проценты недовольных граждан однозначно перешли в оппозицию и решили на следующих выборах голосовать за смену всего курса правительства, я не ожидаю. Население России считает, что в области обороны и безопасности президент страны делает все правильно.
- Внешнеполитические победы для россиян важнее всего?
- Не важнее, но в данном случае, если речь будет идти о президентских выборах, они будут решающими.
Беседовала Юлия Кундухова