Мария Гусарова, Маша, Машенька или Mary Gu – один из самых популярных музыкальных блогеров в русскоязычном Instagram. Видео с ее песнями собирают миллионы просмотров в YouTube, а стихотворения – тысячи комментариев и лайков. Известная петербурженка встретилась с корреспондентом «МИР 24» и рассказала о своем отношении с русскому рэпу, каверах на Oxxxymiron, начале музыкального пути и критике со стороны подписчиков.
Ты музыкант, поэт, исполнитель песен, бывший диджей на радио, преподаватель и в последнее время – еще и популярный блогер. Все эти сферы напрямую связаны с творческим началом. В каком возрасте оно впервые проявилось и как?
Конечно, в раннем детстве – мне было четыре или пять лет. Тогда только вышел фильм «Титаник», и мне настолько понравилась песня Селин Дион, что я просто целыми днями ходила по дому и «завывала» ее. Бабушка, наслушавшись всего этого, купила мне мой первый инструмент, чтобы я на нем наигрывала что-то простое, и через год меня отдали в музыкальную школу. В результате в музыкальной школе я училась дольше, чем в общеобразовательной - 12 лет: 7 лет по классу фортепиано и еще 5 на эстрадно-джазовом направлении.
Получается, в музыку тебя привела бабушка?
Да, и она же меня поддерживала тогда, когда возникали проблемы с дисциплиной.
Были непростые моменты: я заклеивала пианино скотчем, рвала ноты, говорила, что больше никогда не сяду за инструмент.
Это было в основном в подростковом возрасте, когда все гуляют и развлекаются, а ты днем и ночью сидишь и «пиликаешь», но бабушка держала меня в ежовых рукавицах, чему я сейчас очень рада.
На какой музыке ты росла? Какие композиции звучали дома?
Мама никогда не слушала русскую музыку вообще. Хорошо помню, как лет в 10 я просила купить у нее кассету «Руки вверх», но она категорически отказалась. Дома всегда звучали зарубежные хиты, в которых я не понимала ни слова, но старалась подпевать. Когда у меня только начались занятия в хоре, я начала писать на домашние кассеты собственный голос, а потом у нас не осталось ни одного оригинала – я звучала со всех записей!
В детстве ассоциировала себя с какой-нибудь звездой российской или зарубежной эстрады?
У нас с сестрой был такой негласный «баттл» – ей нравилась Бритни Спирс, а я была помладше, и мне тоже хотелось выбрать для себя какого-нибудь кумира, тоже увесить комнату постерами. И вот я поняла, что мне очень нравится Кристина Агилера, хотелось быть похожей на нее и (смеется)...одновременно на Надежду Кадышеву. Бабушка говорила, что я очень любила петь ее песни перед телевизором, особенно одну про зеленые глаза.
Ты сейчас часто записываешь видео, на которых читаешь собственные произведения. Помнишь первое стихотворение?
Ой, это было очень-очень раннее. Что-то про пса, причем я помню это странное прилагательное – «невскормленный»! Не знаю, откуда в детстве у меня появились в голове такие страдальческие строки, но бабушка не заценила и сказала, что девочка должна сочинять счастливые стихи. После этого я очень мало писала, потому что в школе это считалось «не круто». Вся поэзия, которая есть сейчас, появилась уже на первом курсе в институте.
А каково вообще быть поэтом в XXI веке: уже все самое важное было сказано и написано, разве нет?
В песнях и стихах я всегда обращаюсь только к себе и это для меня главный источник вдохновения – уличать себя в чем-то, разбираться в какой-либо ситуации. В каждом поэте есть внутренний конфликт, и наверное поэтому стихи будут писать во все времена.
У меня этот конфликт очень часто выражается по поводу моей внешности. Помню, как на один творческий вечер ко мне пришла поэтесса Марина Кацуба и сказала: «Да не интересны никому твои розовые волосы, человек должен быть личностью!».
И да, мне часто хочется очень хорошо выглядеть, но я же человек и могу себе позволить выглядеть так, какая я есть на самом деле.
На кого из поэтов ориентируешься и кого советуешь читать?
Мне нравится Кацуба, у нее много сильных вещей. У меня есть все сборники Веры Полозковой. Я люблю классиков – Есенина, Маяковского, Лермонтова…Но последний правда нытик! (смеется) Женщины-поэты XX века меня никогда не вдохновляли – Цветаева, Ахматова. Наверное, еще не пришло их время.
Большинство людей узнали о тебе в сети после исполнения кавера (прим. авторская песня, исполненная другим музыкантом) на песню Oxxxymiron «Безумие». Как ты относишься к творчеству этого исполнителя?
Сейчас, кажется, ни одно интервью в русском интернете не обходится без него! (смеется). Мирон в последнее время стал какой-то культовой фигурой. Я очень уважительно отношусь к чужому труду, творчеству и таланту – он безгранично и самобытно талантлив, что понимают даже те люди, которые его не любят и критикуют. Что касается кавера, то это было совершенно спонтанно, я просто услышала эту песню у кого-то и решила записать. Кстати, иногда жалею, что люди узнают меня благодаря записанным каверам - не хочу, чтобы слушатели ассоциировали меня исключительно с чужим творчеством.
Приходит какой-то отзыв от авторов песен? Как музыканты реагируют?
Так смешно: тот же Oxxxymiron под видео с кавером на его песню написал смайлик с пистолетом, и мы так и не поняли, то ли ему понравилось и он оценил, то ли это так плохо, что он хотел застрелиться (смеется). Многие молодые исполнители – Иван Дорн, Loc-Dog и другие – что-то пишут, подписываются, комментируют, даже машут на концертах, это очень приятно.
Как происходит отбор песен для каверов? Твои песни очень отличаются от того, какими были исходники.
Сейчас раскрою такой секрет: нужно просто брать хорошую мужскую рэп-песню, где текст идет речитативом. После этого исполняйте ее красивым женским вокалом и все вам скажут: «Вау, как необычно».
Женскую партию сложно спеть иначе, а вот мужской рэп дает большое пространство для фантазии.
А что касается хип-хопа, рэпа – как ты относишься к этим направлениям и кого из современных исполнителей ставишь на первое место для себя?
Я очень нежно отношусь к рэпу, если к такой музыке вообще можно применить это слово. Нельзя отрицать, что хип-хоп сейчас – это вообще культура номер один в нашей стране, но я интересовалась им еще до того, как это стало мейнстримом! Выделить кого-то одного я не могу, потому что эта музыка слишком разнообразна, и внимания достойны многие исполнители.
Тебя на сегодняшний день в Instagram читают почти 100 тысяч подписчиков. С чего начался твой блог?
Сейчас появилось много людей, которые говорят, что блогер – это какая-то отдельная профессия. Я так не считаю, и с детства верила, что у человека должно быть ремесло, в котором он будет развиваться, и если ты делаешь что-то интересное, популярность и подписчики подтягиваются сами собой.
Сложно раскрутить любой проект без скандальных публикаций или чьей-то протекции. Был ли момент, когда ты вдруг поняла: «Теперь я популярна»?
Нет, вообще никогда. Единственная ситуация, в которой я понимаю, что я блогер – это потому что меня так называют другие люди. Мои близкие знают, что у меня тяжело с нетворкингом.
Все вокруг кажутся мне богемными, продвинутыми и подозревающими меня в «нецарском происхождении». Я не звоню, не пишу и не предлагаю творческих союзов первой, потому что мне страшно получить отказ и понять, что я недостаточно хороша в том, что я делаю.
Часто встречаешься с критикой в интернете?
Раньше ее однозначно было больше. Может, сейчас я просто перестала обращать внимание, но если претензии обоснованные и адекватные, то мне обычно удается найти общий язык с человеком. Я очень стараюсь не обращать внимание на плохие выпады в мою сторону и не осуждать кого-то - ни подписчиков, ни других блогеров, но иногда не получается себя сдержать. Например, сейчас в музыке популярность приобретают многие некачественные работы - музыкальный рынок сам себя не знает.
Какая самая странная претензия к тебе «прилетала» за время твоего блога?
Мои записи часто размещают в группах про рэп, где уровень ненависти у подписчиков пропорционален гормональному буйству. Я помню, одна маленькая девочка под видео с кавером на «Безумие» написала: «Фу, да ей уже не по возрасту петь такие песни, ей уже лет 30». Я так обиделась, и даже не стерпела – написала ей, хотя обычно игнорирую подобное, изучила ее страницу в социальных сетях, увидела болевые точки и надавила на все! Надеюсь, с ней все хорошо с тех пор (смеется). Но вообще я рада, что вдохновляющих сообщений и обращений все-таки больше.
В начале этого года ты переехала в Санкт-Петербург. Как ты решилась на переезд и способствует ли этот город творчеству?
Если честно, мне просто нужна смена обстановки с определенной периодичностью, и выбор стоял между двумя «столицами» – Москвой и Санкт-Петербургом.
«Столице плевать на тебя, и она задает одинаковый ритм жизни для всех. А если у тебя есть внутренние проблемы, в Петербурге ты почувствуешь их в тысячу раз сильнее. Порой выходишь из дома, ветер 10 километров в час дует в нос и рот, и думаешь: «Ненавижу тебя, Коварный Пит!» (у меня даже есть такой хэштег про Питер).
Многие считают Петербург депрессивным, и частично они правы, потому что из-за погоды и атмосферы там очень просто можно скатиться в состояние амебы, поплыть по течению. Я работаю в собственном темпе и скоро хочу переехать в Москву, где все происходит быстрее, в том числе и творческое становление.
Это после переезда у тебя появились татуировки?
Да, в 23 со мной что-то случилось, после чего я решила сделать сразу несколько рисунков. Скрипичный ключ появился год назад как символ того, чем я занимаюсь – моя подруга говорит, что это очень банально, и она права (смеется). Девочкой с планетами я хотела показать свое внутреннее состояние, а надпись «сила восприятия» для меня просто как напоминание о том, насколько это важно в жизни.
Пробовала в Петербурге свои силы на каких-нибудь популярных шоу талантов?
Да, делаю это для удовольствия и без серьезного подхода. Чем старше становишься, тем проще относишься к случайной славе. Участвуя в подобном первый раз, ты думаешь, что это твой шанс, но потом следует один отказ, второй – и ты понимаешь, что не все завязано на твоем таланте.
С какого возраста ты начала преподавать?
Очень рано, в 16 лет. Я поступила на эстрадно-джазовое направление в музыкальной школе, начала быстро развиваться в этом, и моя преподавательница, заметив, что у меня есть тяга что-то объяснять детям, сокурсникам, друзьям, дала мне группу.
Что первично, на твой взгляд: талант ученика или его работоспособность? Всех ли можно научить музыке?
В музыке все очень тонко – это не бизнес, где можно себя «натаскать» на определенные качества или навыки.
Для музыки – будь это продюсирование, вокал или игра – необходим врожденный потенциал. Даже если ребенка можно научить всей технологии исполнения вокала, он все равно останется на голову ниже тех, кто талантлив от природы.
Есть музыка, которую ты запрещаешь слушать своим ученикам?
Всегда, когда ко мне приходит новичок, я вспоминаю фразу нашего преподавателя: «Если вы хотите хорошую фигуру и при этом едите в «Макдональдсе», вам ее не видать». Чтобы хорошо петь, нужно ориентироваться на крутую музыку, интересоваться разными направлениями – всеми, кроме некоторой русской поп-музыки (смеется), которая испортит вкус даже профессору.
Три фильма о музыке, которые должен посмотреть каждый творческий человек.
«Одержимость» Дамьена Шазелла – про барабанщика, «Действуй, сестра!» с Вупи Голдберг и «Голос улиц» Ice Cube – про Dr. Dre.
Ты очень увлекаешься нумерологией и психологией, как они помогают тебе в работе и жизни?
Я очень чутко понимаю, что за человек находится передо мной, я чувствую фальшь за километр. Причем, для того, чтобы понять, хороший это человек или плохой, мне достаточно увидеть его в клипе, на странице в социальных сетях, случайно пересечься взглядами – этого вполне достаточно, чтобы понять, «мой» это человек или стоит держаться от него подальше. Не знаю, как это работает, но работает это безотказно.
В одном из своих недавних постов ты написала, что хочешь, чтобы твоя музыка делала счастливыми других людей. А что лично тебе приносит ощущение счастья?
Это могут быть самые простые вещи: не знаю, скидка на пончики или интересный друг, с которым я познакомилась. Но в глобальном смысле это, конечно, моя музыка. Когда она вызывает у других людей желание творить, когда ее оценивают, и когда я могу сделать свое самое любимое дело моей работой и хобби.
Подробнее в сюжете: Музыкальная шкатулка