В Китае завершил работу XIX съезд компартии. Можно ли назвать его историческим? На этот вопрос в интервью телеканалу «МИР 24» отвечает политолог Евгений Бень.
- Итак, Си Цзиньпин переизбран на пост генсека ЦК Компартии Китая. Насколько было ожидаемо это событие?
Евгений Бень: Этот съезд можно считать историческим, как и предшествующие съезды, потому что они были судьбоносными для современной китайской истории. Переизбрание Си Цзиньпина было вполне предполагаемо. Другое дело, что несколько неожиданно сложились обстоятельства, сопутствующие переизбранию китайского лидера. Предполагали, что Постоянный комитет при Политбюро будет примерно в том же виде, как и до XIX съезда. Будет состоять в основном из известных, харизматичных людей и людей пожилого возраста. Тем не менее, произошли существенные изменения, и из семи человек Постоянного комитета пять человек – это новые люди. Заметим, что один из них недавно присутствовал на Восточном экономическом форуме в России и является теоретиком и практиком китайско-российских отношений.
- Впервые со времен Мао Цзэдуна идеи лидера Компартии вошли в ее устав. Нет ли ощущения, что Си Цзиньпин начинает создавать что-то вроде культа личности, похожего на культ Мао?
Евгений Бень: Понятие культа личности больше вписывается в российскую, советскую историю. Здесь несколько по-другому можно расставить акценты. Конфуцианская традиция такова, что первое лицо являет собой то целое, что объединяет все частности. Сегодняшний лидер именно так осознается китайцами, и, безусловно, он является той самой личностью, которая скрепляет китайскую нацию. Это свершившийся факт, он закреплен в уставе КПК.
- Сильно ли может измениться вектор развития Поднебесной?
Евгений Бень: В Китае партия разнополюсная, в ней представлены разные взгляды и представления. Даже еще лет семь назад в ней были представлены партийные аристократы и бывшие комсомольцы. Теперь там и люди, ратующие за бизнес, и прагматики, и даже неомаоисты, и та же партийная аристократия. В связи с этим в партии и несколько другая атмосфера – живой, естественной конкуренции. При этом съезд закрепил сложившуюся при Си Цзиньпине линию на китайскую экспансию по всему миру, на активное внедрение китайского капитала в Северную Америку, в Евросоюз, а также на деятельное взаимовыгодное сотрудничество с Россией. Агентство Синьхуа подчеркивало после съезда, что это взаимодействие будет еще более интенсивным. В эти же дни китайские золотодобывающие компании стали акционерами золоторудного месторождения в Забайкалье. У них будет от 60 до70 процентов собственности в этом месторождении. Это Китаю выгодно, он будет покупать в России золото, и китайский золотой запас растет так же, как и российский. Нам тоже это удобно, потому что тысячи людей будут заняты производством.
Полную версию интервью смотрите в ролике.
Подписывайтесь и читайте нас в «Дзене».
Подробнее в сюжете: Гости эфира