13:12 26/10/2017

40 лет «Служебному роману»: секреты создания легендарного фильма

ТАСС

Ровно 40 лет назад, 26 октября 1977 года, на экраны вышел «Служебный роман». Сразу после премьеры тысячи советских женщин рванули в парикмахерские с фотографиями Алисы Фрейндлих. Превращение «мымры» в красавицу, а скромного служащего в ее прекрасного принца произвело фурор.

Сказка о руководящей Золушке

Сценарий всеми любимого фильма начался с нормального человеческого желания заработать. Два соавтора - режиссер Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский - собрались и за три недели написали пьесу «Сослуживцы». Отчисления авторам приходили с каждого спектакля. Но им этого оказалось мало.

«В конце 60-х у Брагинского с Рязановым был невероятный творческий подъем. Они написали несколько пьес, которые с успехом шли в театрах Советского Союза. «С легким паром» и «Сослуживцы» стали своего рода хитами, особенно в провинции. Поэтому и возникла идея у Рязанова перенести их на экраны», – говорит историк кино Александр Шпагин.

«Сказка о руководящей Золушке» – так звучало одно из возможных названий этой картины. Вариантов с исполнительницей главной роли у Рязанова не было. В образе директора он видел только одну артистку – Алису Фрейндлих. Если бы она сказала «нет», фильма бы не случилось.

Съемки без правил

У Алисы Фрейндлих к тому времени было достаточно киноролей, но все эти фильмы – «Похождения зубного врача», «Анна и командор» – не пользовались популярностью среди широкой публики. Другое дело – театр. Уже тогда Фрейндлих называли великой театральной актрисой. Чтобы на съемочной площадке Алиса Бруновна раскрылась так же, как на сцене, Эльдар Рязанов совершил кинореволюцию.

Он выстроил на «Мосфильме» огромный павильон. Внедрил туда три кинокамеры, тщательно их замаскировал и начал снимать свой фильм последовательно, длинными эпизодами, нарушая все правила стандартного кинопроцесса. Все это больше напоминало театр, и Рязанову даже время от времени приходилось напоминать своим артистам, что они все-таки снимаются в кино.

К концу каждой съемочной смены на полке у режиссера лежало 10 минут готового материала. На все сцены уходило максимум по два дубля.

«Мы называем ее – наша мымра»

Образ «мымры» родился не сразу. Актрисе понадобилось немалое мужество, чтобы позволить так себя обезобразить. Над этим усиленно трудились парикмахеры, гримеры и, конечно, художник по костюмам фильма Эдит Приеде.  

«Не могу сказать, что костюм на ней плохо сшит. Он просто очень старомоден: некрасивого цвета ткань, покатые плечики. Костюм подобрали так, чтобы он делал ей бедра объемнее, не красил ее», – говорит художник по костюмам Елена Супрун.

Не красили актрису и огромные, нелепые очки в роговой оправе, которые принес на съемку оператор картины Владимир Нахабцев. Это были очки его отца. Сегодня такие – писк моды, а в конце 70-х надеть их на себя могла только старомодная, занудная особа, в голове у которой лишь цифры да расчеты.

Перевоплощения актеров

В архивах «Мосфильма» не сохранилось ни одного альбома с фотопробами к фильму «Служебный роман». Их попросту не было. Актеров на картину Рязанов утверждал сам, без согласований у высоких чинов. Уникальный случай для советского кино – привилегия для режиссера, который снимал тогда самые популярные лирические комедии в Союзе. 

Настройся на отпуск

Приглашая на роль Новосельцева Андрея Мягкова, Эльдар Рязанов рисковал. Вся страна обожала его Женю Лукашина из «Иронии судьбы» – интеллигента, способного на поступки. В «Служебном романе» Мягкову нужно было сыграть затюканного, неуверенного в себе маленького человека.

К массивным глубоким очкам и отталкивающим усикам добавили кургузый серый пиджак и массивные коричневые ботинки. Апогеем образа Новосельцева стали нелепые белые носки. Отталкиваясь от найденного костюма, актер  нащупал рисунок роли. Так на экране появился загнанный жизнью экономист с невыразительной внешностью – товарищ Новосельцев.

А вот сентиментальная и ранимая Оля Рыжова стала первой большой работой Светланы Немоляевой в кино. Актриса немного опасалась, что зрители тоже не поймут ее героиню, осудят ее поведение. Но вышло наоборот. После выхода фильма на экран тысячи женщин Советского Союза писали Светлане Владимировне сочувственные письма. 

«Писали мне очень много, в основном женщины. Говорили, что это их судьба, что они тоже через это прошли. Кто был влюблен безответно в институте, а у кого просто была несчастная любовь», – вспоминает народная артистка РСФСР Светлана Немоляева.

И это только кажется, что Оля в любви проиграла. У Рязанова не все так просто. Сначала окрыленная чувством, а потом страдающая от предательства, героиня Светланы Немоляевой вырывается из вечного круга «работа-дорога-дом» и как будто поднимается над скучной, однообразной жизнью. 

Главное чудо «Служебного романа»

К удивительному преображению Людмилы Прокофьевны Эльдар Рязанов готовит зрителей на протяжении всего фильма. Настает момент, и все видят, что она – не злой начальник, не «мымра» и не сухарь. Это очаровательная женщина с почти французским шармом. Внутри она уже изменилась, красивое платье лишь ставит в этом преображении эффектную точку.

«Конечно, зрители раскрывали рты, потому что у нее уже была другая стрижка – идеально уложенная, прядочка к прядочке. Хотя такой же цвет волос сохранили. Легкий мейкап ей сделали, и она засияла. Мы видим совершенно другого человека», – рассказывает художник по костюмам Елена Супрун.

Недотепа Новосельцев тоже меняется. Чем ближе к финалу, тем он становится смелее, ему уже тесно в привычной маске неудачника. Любовь преображает и его. 

«Служебный роман» вышел на экраны в 1977 году – в середине эпохи, которую потом назовут «застоем». В том числе и потому, что тогда судьба человека была предрешена – в зависимости от того, был он начальником или мелким служащим. Но когда в последнем кадре Калугина и Новосельцев уезжали на Волге в московскую даль, любой мог поверить – и в его жизни возможны необыкновенные перемены.