Сопернице Дональда Трампа на последних президентских выборах Хиллари Клинтон на этой неделе, 26 октября, исполнилось 70 лет. Да, ей так и не удалось пробиться на самую вершину публичной власти в Америке, но она была и, пожалуй, остается влиятельной фигурой в американской политике. В Штатах есть понятие Deep State – дословно переводится как «глубинное государство». Это про тех людей, которые на самом деле «дергают за нитки». Хиллари была первой леди, но фактически она была рулевым в семейной паре с президентом Клинтоном. Чего только стоило ее поведение в истории с Моникой Левински. Такой силой характера не обладает ни один мужчина в американской политике. Корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Бажайкина – о железной воле с улыбкой на устах.
В свою первую предвыборную кампанию в 2007 году Хиллари Клинтон отказалась сняться для обложки американского Vogue. Объяснила так: «Это что-то слишком женское». Перед второй попыткой в 2015 году брючные костюмы она стала чаще менять на платья, появились яркие аксессуары и даже оттенок помады для кандидата в президенты разработали специально. Но в видеороликах накануне выборов она все же остается женщиной-воином.
«Детство у нее достаточно сложное было, у нее жесткий отец был. Она не любила закрывать тюбик с зубной пастой и оставляла крышку на полочке, и отец каждый раз выбрасывал крышку за окно, и она полураздетая вынуждена была идти во двор и ночью искать крышечку», – рассказал журналист Владимир Сухой.
С будущим мужем Хиллари познакомилась на юрфаке Йельского университета. Теперь уже мало кто сомневается, что это именно она Билла Клинтона из хиппи сделала политиком – сначала губернатором штата Арканзас, а спустя еще несколько лет президентом Америки. Она и сама не скрывала, что для мужа была «тараном»: «Если бы я не давала ему пинка под зад, он бы ничего не добился», – говорила Хиллари Клинтон.
При среднем росте в 170 сантиметров в студенчестве Хиллари играла в баскетбол, а свойственные ей амбициозность и напористость помогали добиваться неплохие результатов. Позже этот опыт ей пригодится и в политике, за власть Хилари боролась с политическими тяжеловесами, и, несмотря на гендерную дискриминацию, шла к своей главной цели – президентскому креслу.
Став первой леди, она на деле доказала, что не будет тенью мужа. Ее удел – не цветы на лужайке Белого дома сажать. Почти сразу после инаугурации Хиллари Клинтон занялась реформой здравоохранения. Ее должность звучала почти по-армейски – начальник оперативной группы. Реформа провалилась, но, какой-никакой, политический дебют Хиллари состоялся.
«По степени амбициозности Хиллари превосходила Билла. Сегодня мы можем сказать, что это так и было, что он был подкаблучником и отражал прихоти своей супруги», – сказал главный научный сотрудник института США и Канады, доктор экономических наук Владимир Васильев.
Журналист Владимир Сухой несколько раз брал интервью у первой леди. Одна из встреч была почти сразу после мирового скандала, когда президент Билл Клинтон изменил первой леди с Моникой Левински.
«Как женщина, она ее не простила. А как политик понимала, что будет делать карьеру и внешне нужно делать вид, что все хорошо, что она простила и надо идти дальше», – рассказал Сухой.
Через год о Хиллари говорили уже не как об униженной, но преданной жене. Ее все чаще стали причислять к так называемым ястребам – членам негласной партии войны. Якобы именно она подтолкнула мягкотелого Билла к бомбардировке Югославии.
«Она сказала Клинтону, что для того чтобы преодолеть внутренние проблемы, ему нужно проявить силу и решительность во внешней политике, и Югославия было таким местом, где он мог проявить свое лидерство», – заявил политолог Дмитрий Михеев.
Семейная идиллия Клинтонов часто напоминает формулу «только бизнес, ничего личного». Вот Хиллари дает согласие второй баллотироваться в президенты. «Моя мама, мой герой и наш следующий президент Хиллари Клинтон», – представляла во время предвыборной кампании ее дочь Челси Клинтон.
«Спасибо всем за теплую встречу, спасибо тебе, Челси, я горжусь быть твоей матерью, и спасибо тебе, Билл, тот разговор, который мы начали 45 лет назад, в силе», – сказала в ответ Хиллари Клинтон.
Началась предвыборная гонка. Клинтон все чаще стала критиковать российского президента. Во всех неудачах намекала на «русский след».
«Путин для нее – образец успешного лидера, мачо, и чтобы с ним соперничать, ей нужно продолжить активную наступательную стратегию», – отметил политолог Дмитрий Михеев.
Все 200 лет США правили белые мужчины-протестанты. Религиозную дискриминацию преодолели с приходом католика Кеннеди. Расовую – при Бараке Обаме. Хиллари мечтала побороть и гендерную. «Американцам нужен чемпион, и я хочу стать этим чемпионом. Вы можете сделать больше, чем просто смотреть со стороны, вы можете вырваться вперед», – призывала Клинтон.
После поражения, не сразу, но Хиллари Клинтон все-таки вышла на публику. Минимум косметики и, кажется, мечты о пенсии: «Были моменты, когда все, что мне хотелось – это свернуться калачиком на диване с хорошей книгой или нашими собаками и никогда больше не выходить на улицу».
Это выступление так и осталось загадкой – снова холодный расчет или женщина-ястреб все же не побоялась выглядеть слабой.
Подписывайтесь и читайте нас в «Дзене»