Главные вожди и события Октябрьской революции известны каждому. Но были у революции и другие соавторы. Они хотели изменить все человечество, стереть старый мир до основания. Русские авангардисты мечтали шагнуть сразу в светлое будущее и приближали этот день как могли. Не штыком и винтовкой, а самым мощным оружием – кистью и словом. О том, какую роль сыграли авангардисты в ключевых событиях начала XX века – в фильме телеканала «МИР» «Авангард революции».
В 1910 году главы государств заключают очередные военные союзы, а весь мир бредит полетами – аэропланы поднимаются в воздух. Жажда скорости и открытий разрушает привычные границы. По радио впервые передают оперный концерт. Наука стремительно покоряет все новые и новые высоты. Все меняется удивительно быстро. То, что вчера было новым, уже завтра - старо. Ощущение грядущих потрясений подогревают политические события: в стране не утихают забастовки рабочих и студентов, акции террористов. Художники чувствуют воздух перемен особенно остро. В том же году Василий Кандинский пишет свою первую акварель в жанре абстракции. Сегодня он самый известный в мире художник-авангардист. Самое дорогое полотно «Эскиз к импровизации №8» оценено в 30 миллионов долларов.
Авангардисты не были первыми, кто попытался отойти от академического, наскучившего стиля. Они учились у импрессионистов, модернистов. Принимали участие в заграничных выставках, брали уроки в Париже, Берлине. Кто-то только что вернулся из Италии. Но постепенно понимали – все вторично. В век стремительного прогресса нужно что-то новое.
Давид Бурлюк прошел такой же путь и вскоре окончательно разочаровался в академической живописи. Он активно ищет себя, свой собственный стиль. У молодого украинца быстро нашлись единомышленники. Вскоре в Санкт-Петербурге появился «Союз молодежи», а в Москве - группа художников «Бубновый валет». Первая выставка «Бубнового валета» эпатировала публику даже самим названием. В реалиях того времени эта карточная масть символ плутовства, а еще намек на каторжников. Реакция на их творчество была от восторга до полного непонимания. Картина Ильи Машкова вызвала шок – художник изобразил на полотне себя и коллегу по цеху Петра Кончаловского. Некоторые картины Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой были арестованы.
В зарождающемся новом движении не хватало только Бурлюка. Он врывается в этот богемный мир и тут же ставит все с ног на голову. Вскоре художник снова окажется в оппозиции, громя коллег за европейские заимствования. Он ищет вдохновение в русском фольклоре, в лубке, в самодельных вывесках маленьких лавочек. Но именно Бурлюку удалось сплотить этот разрозненный и полный противоречий круг художников. Вокруг него моментально образуется круг талантливых, гениальных – тех, кто составит костяк футуристов. Однажды к нему подошел нечесаный, немытый «апаш» и верзила, который «преследовал его своими шутками и остротами «как кубиста». Юношей оказался Владимир Маяковский.
Маяковский доверяет Бурлюку, и даже читает свои стихи. Правда, говорит, что их написал его товарищ. У 28-летнего Давида Бурлюка нюх на все гениальное. Его не проведешь. Вскоре имя Маяковского становится известно далеко за пределами узкого круга соратников.
Слова и кисти будетлянам (так себя называли первые футуристы) вскоре станет мало. Участники «Союза молодежи» создают футуристический театр. Маяковский и Алексей Крученых пишут пьесы. Матюшин сочиняет музыку к опере, которую назвали «Победа над солнцем». Именно там, в декорациях будетлянской оперы впервые возникает знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича. По замыслу он закрывает солнце, а белая окантовка символизирует пробивающиеся лучи. Спектакли футуристического театра идут несколько дней подряд. Трагедия, которую написал Маяковский, называется его именем. Все из-за спешки и цензуры. Премьеру освистали все зрители, даже меценат, который вложил в футуристов немалые деньги и никогда не опасался их экспериментов.
Но череда скандалов приносит свои плоды. Публика уже не может без них обходиться. Готова платить за билеты до 5 рублей. Очередная выставка под названием «Бубновый валет» приносит ощутимый доход – картин куплено на четыре с половиной тысячи рублей. Спектакли футуристического театра вызвали еще больший интерес.
Шумное и веселое время, заканчивается для русских авангардистов в один миг. 28 июня 1914 года сербский террорист Гаврило Принцип выстрелом в эрцгерцога Франца Фердинанда разрушает старый мир. Начинается Первая мировая война. Многие уходят на фронт, авангардисты не исключение. Тот, кто не воюет, пишет, рисует, оставаясь в тылу. Разрушители старого искусства, как и все, испытывают патриотический подъем. Они еще не знают, насколько сильно война изменит их жизнь и страну.
Полную версию смотрите в видеоролике.
Подробнее в сюжете: История Великого Октября