16:30 08/11/2017

Жертвы искусства: что бывает, когда актеры переигрывают

Фото: Николай Костюшин © МТРК «Мир»

Курьезный случай произошел во МХАТе: на сцене появился почти голый актер, из одежды на нем был только носок. Это возмутило одного из зрителей спектакля, который выбежал на сцену с криками: «Вы втаптываете театр в грязь!». Спектакль был сорван. Однако этот случай выглядит довольно заурядным по сравнению с тем, чем удивлял зрителей театр последних лет. Пьяный дебош, невероятное желание быть русским, самоотверженное следование системе Станиславского в подборке «МИР 24».

НЕПОДХОДЯЩАЯ РЕМАРКА


Набоков говорил, что все подлинно новое в искусстве – это «ход конем». Возможно, именно этим советом и решил воспользоваться актер драматического театра Новокузнецка. Зимой 2017 года он в очередной раз играл детском спектакле по сказке «Конек-Горбунок», причем сразу две роли: Чудо-юдо Рыбу-кита и русского купца.

В департамент культуры и национальной политики Кемеровской области после спектакля обратилась мама одного из зрителей. Она заявила, что актер слишком сильно перевоплотился в из Чудо-юдо Рыбы в хмельного купца и один раз непростительно отступил от классического текста, добавив самовольную ремарку: обращаясь к Царю, он нецензурно выругался прямо перед полным зрительским залом, большинство которого занимали дети.

Актера уволили. А мама зрителя, не пропустившая мимо ушей бранное слово, заявила, что «купец» был пьян. Что вполне может быть близко к истине – спектакль был частью посленовогодней программы.

БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ


Весной этого года полиция Мексики расследовала жуткую и, как думали многие, мистическую смерть актера латиноамериканского театра.

23-летний мужчина играл Иуду – библейского героя, предавшего Христа и, как известно, решившего самостоятельно прекратить жизнь.

Актер должен был изобразить кончину Иуды во время сцены распятия на горе. Однако он неожиданно поскользнулся на подставке, которая помогала безопасно имитировать повешенного Иуду Искариота. Актер повис на веревке в воздухе прямо на глазах шокированной публики. Самое страшное, что зрители поначалу думали, что актер просто талантливо изображает смерть: пытается выпутаться и дергается в конвульсиях. Лишь через несколько минут зрители узнали, что актеру нужна помощь. Была вызвана «скорая». Увы, неловкость на сцене оказалась трагической – актер скончался по дороге в больницу.

ПО ЗАВЕТУ СТАНИСЛАВСКОГО


Целью спектакля, идущего в 2011 году на сцене шведского города Мальмё, было показать, как «человек берет на себя разные роли – жертвы, спасителя и гонителя». И постепенно оказывается в каждой из них. Видимо, чтобы показать душевные переходы крайне натуралистично, как завещал Константин Станиславский, актер решил вместо реквизита использовать настоящий алкоголь.

Во время спектакля, длившегося два часа, актер выпивал на сцене по сорок миллилитров крепкого спиртного каждые шесть минут. К концу действа он должен был выпить 0,8 литра. Не получилось. Перейдя «золотую середину», актер начал вести себя весьма агрессивно и ругаться на присутствующих в зале. В метаморфозы на сцене в какой-то момент даже пришлось вмешаться зрителям – они убрали от актера очередную бутылку спиртного. Совсем скоро расстроенный актер еще немного поругался и… заснул.

Как сообщала после коллега напившегося актера, на следующий день исполнитель роли проспался и чувствовал себя вполне хорошо.

В ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ ВМЕСТО ПЕТУШКОВ


В 2010 году актеры франкфуртского театра показывали спектакль Die Reise nach Petuschki (Москва-Петушки), пытаясь максимально продемонстрировать своим соотечественникам «загадочную русскую душу».

Не нарваться на спекулянтов:

Согласно переделанной для экспериментального театра поэме, на сцене сидели четыре актера и пили водку. О том, что они пьют настоящую русскую водку, публика не догадывалась. И сначала действия актеров вызвали смех и восхищение. Но уже через несколько минут происходившее на сцене стало принимать эксцентричный характер.

«Подъезжая к Чухлинке», актеры стали вскакивать из-за стола, кидаться текстами ролей, поднимать рюмки и кричать «Nastrovje!» («На здоровье!»). Улыбки на лицах зрителей сменило удивление, когда 36-летний немецкий актер свалился со сцены, а его коллега упал под стол и уснул там. Часть зрителей в ужасе выбежала из зала. Самые расторопные вызвали пожарных и медиков.

Упавшего со сцены актера повезли в больницу, но по дороге он начал бушевать и вырываться. В результате медикам пришлось вызвать для укрощения музы полицию.

Скандал в театре, где ради достоверной игры немецкие актеры решили использовать настоящую русскую водку, вызвал широкий резонанс в прессе. Причем не только в немецкой. Режиссер театра потом оправдывался, что упавший со сцены актер вовсе не пил – просто он всю ночь репетировал и ничего не ел днем, очень переживая за удачную постановку русской классики.

Алексей Синяков