15:41 12/11/2017

«Боярыня Морозова» Сурикова: где правда, а где художественный вымысел

Фото: Василий Суриков, "Боярыня Морозова" © Викимедиа

На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. Художник немного отошел от исторической достоверности, боярыню везли ночью, толпы сочувствующих не было. Боярыня Морозова много занималась благотворительностью, а в ее доме всегда принимали нищих и странников. Но приверженность к старой вере обернулась в итоге мучительной смертью, ее уморили голодом. Досталось и художнику за эту картину. Критики было много. Тем не менее, в 1887 году произведение приобрели для Третьяковской галереи, где оно и по сей день восхищает посетителей. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.

Татьяна Юденкова: Критики, увидев эту картину, отнеслись к ней достаточно негативно, они осуждали Сурикова за недостоверность изображения. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно, и ее цепи очень громко звенели. Но это было не демонстрацией для народа, как происходит на картине Сурикова, она это делала, чтобы напомнить о себе царю Алексею Михайловичу, с которым у нее развивался конфликт.

Для царского дома становится очевидным ее религиозная оппозиция, которая и тоге вылилась в социальный протест. В какой – то момент терпение царя лопается, и боярыню Морозову арестовывают. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. На картине Сурикова она сопровождает боярыню Морозову – она ближайшая к саням, в шапочке, отороченной мехом. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. На картине мы видим толпу людей, которая в большинстве своем сочувствует боярыне Морозовой . Среди них есть монахиня в темном одеянии, которая выглядывает из-за плеча, молодая боярышня в золотом платке, у которой уголочек платка загнулся, она совершила земной поклон и теперь поднимается, юродивый благословляет боярыню на сложный путь .

Для Сурикова было очень важно вывести образ человека, женский образ , который сопротивляется ходу истории , своей судьбе, царской власти, находится в оппозиции. Он очень долго искал выражение боярыни Морозовой в профиль , чтобы она всех победила. Когда он его нашел, только тогда посчитал картину удавшейся.

Читайте нас в Telegram.