12:35 15/11/2017

Саратов за полчаса и Саратов со вкусом: советы блогера

Денис Жабкин

Поговорить с саратовским блогером Денисом Жабкиным мне посоветовали друзья. Этот путешественник, краевед, собиратель историй и архивных материалов о родном городе известен многим в Саратовской области. Кому-то – как фотограф, умеющий показать город под самым неожиданным углом зрения. Кому– то – как главный врач спортивного клуба, в котором он работает. А кому-то – как краевед, который не только добывает малоизвестные истории о своем крае, но и живо реагирует на то, что происходит в городе сегодня.

– Денис, расскажи, пожалуйста, как ты стал блогером?

Можно сказать, что я пришел к этому еще до появления интернета. Давным-давно, еще в школе я начал записывать свои впечатления, фотографировать те места, где бывал, и делился всем этим с друзьями. Когда появились блоги, я сразу перенес все, что писал, туда, и превратил это в своего рода дневник. Там были и мысли, и переживания. Сперва это была страничка во «ВКонтакте», потом «Живой Журнал». 

Позже к рассказам о путешествиях и поездках добавились истории о Саратове. Еще до появления интернета и интернет-карт мне было интересно расширять географию тех мест в городе, где я бывал, разговаривать с людьми, фотографировать. Бывало так, что сядешь на какой-то трамвай, и едешь, просто чтобы узнать, куда он тебя привезет и что можно увидеть там. Потом я стал добывать дополнительную информацию, записывать то, что узнал. А там уж дело дошло и до организации неформальных экскурсий. 

Вся эта деятельность продолжается и сейчас. Она дает мне шанс побывать еще где-то в своем городе, исследовать его, узнать новое о зданиях и людях, живших в них когда-то и живущих сейчас. Бывает так, что к экскурсиям присоединяются жители соседних домов и включаются в рассказ. Они добавляют на правах старожилов известные только им истории и легенды. Все это точно не написано ни в каких путеводителях и ни в каких книгах! 

– В чем отличие того, что ты рассказываешь о своем крае от того, что пишут в туристических буклетах и путеводителях? 

Конечно, какую-то информацию я беру из литературы, но часть информации – это мои собственные «расследования». В каких-то местах я сам бывал, про какие-то старожилы рассказывали, каких-то вещей в книгах не писали, но зато я вычитал их в старых газетах или на форумах, где общаются такие же любители краеведения, как и я.

А некоторые мои публикации помогают решать какие-то городские проблемы. Мой блог читают журналисты и чиновники городской администрации. Бывает, что я поднимаю какую-то проблему, а вслед за мной появляются статьи об этом в городской прессе, и удается быстро решить задачи, которые раньше не решались.

– Какое место в городе ты предложил бы для осмотра, если у туриста есть совсем мало времени? Скажем, полчаса?

Скорее всего, это будет площадь Чернышевского, ведь именно здесь есть и символы Саратова, и перспективные виды, и диорама с панорамой города. 

Классический вид для фотографии – вид на площадь из сада Липки, когда через красивую кованую ограду видно памятник Чернышевскому и здание консерватории.

Больше всего рассматривать и фотографировать туристы любят нашу консерваторию. Еще бы! Зданий с подобной архитектурой в России встретить почти невозможно. Оно уникально, т.к. было спроектировано именно для Саратова и именно для консерватории. С другой стороны площади в глаза сразу бросается пестрая церковь – храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и огромное, с парадным подъездом здание присутственных мест.

И это далеко не все, что можно увидеть, не уходя с одного места. Ведь тут же расположены архиерейский дом, архиерейские ряды, фонтан «Мелодия», сад «Липки» за спиной и весь Саратов! Точнее диорама «Саратов вчера, сегодня, завтра». Ее открытие в 1988 году было приурочено к 400-летию Саратова (1990 год). Установленные за стеклом макеты показывают облик города, открывающийся с Волги: каким он был пару веков назад, в советское время и сейчас.

– Как ты думаешь, под каким углом зрения нужно смотреть твой город, чтобы понять его суть, а не просто увидеть парадную картинку?

Нужно выходить на местность и смотреть. Причем, смотреть не только фасадную часть, но и изнанку. Заходить во дворы, в закоулки. Там всегда много интересного, иногда более интересного, чем с фасада. Там же можно встретить и местных старожилов, которые готовы делиться историями, связанными с их домами.

Ну, и, конечно, то же самое стоит делать в любых других городах, где доведется побывать, даже в своем собственном. Ведь это как раз и позволит понять особенность твоего родного города. Чем же он уникален, чего нет в других городах.

– Какие особенные нетуристические места ты рекомендовал бы увидеть в Саратове?

Конечно, я люблю многие места в Саратове и области, которые мало посещаемы и недооценены. Например, поселок НИИ Юго-Востока – это просто зеленый оазис с дореволюционными коттеджами и центральным замком. 

Он закладывался как опытная сельскохозяйственная станция за городом, но город с тех пор разросся, и сейчас это место недалеко от центра. И все равно многие горожане ездят мимо и даже не знают о нем. Потому что поселок скрыт деревьями. В его центре расположена лаборатория в стиле английского замка с двухэтажной остроконечной башенкой. Вокруг каменные коттеджи, крытые черепицей – для сотрудников и служб. 

Сейчас это смотрится так, как будто попадаешь в какой-то зарубежный городок с дореволюционной архитектурой: тихо, спокойно, не слышно шума машин. Да еще и застройка в стиле промышленного модерна! Говорят, что эти дома строили австрийцы и немцы. Я несколько раз водил там экскурсии, и выяснилось, что даже коренные саратовцы не подозревают о существовании этого места.

Еще я рекомендовал бы посмотреть поселок Красный текстильщик. Он расположен за городом. В центре стоит огромная красного кирпича ткацкая фабрика, вокруг – дома для рабочих, выстроенные в начале века. Фабрика работала до 90-х годов, пока все это не пришло в упадок. Но и сейчас она очень интересна по своей архитектуре. Поселок стоит на берегу Волги, можно спуститься на пляж и охватить взглядом все живописные постройки на высоком берегу. 

Еще парк у дореволюционной психиатрической лечебницы. Про нее у меня есть несколько записей в блоге. Она строилась за городом, среди лесов, на Алтынной горе. Сейчас это место находится уже в черте города. Она проектировалась под руководством выдающегося русского психиатра Самуила Ивановича Штейнберга. Он специально выбрал для нее заведомо живописную местность, чтобы пациенты могли в соприкосновении с природой излечивать свои душевные недуги. 

Там до сих пор растут вековые дубы, бьют родники, есть прекрасные пруды, а сейчас еще и выстроена церковь. В парке можно с удовольствием погулять, побродить. Но лучше не в одиночестве, поскольку и сейчас там есть действующая психиатрическая клиника, а встреча с пациентами может понравиться далеко не всем. 

Еще я рекомендую рабочий поселок-памятник 50-х годов прошлого века на 4-й Дачной. Спланирован он в виде квадрата. Там есть все, что необходимо, чтобы можно было никуда не уезжать. Социальный город послевоенного времени: все для блага жителей! Жилые дома, дворец культуры, стадион. Нашлись места и для медпункта, и для школы. Важна его целостность: в советское время там не успели воткнуть никаких чужеродных по архитектуре зданий. Поэтому, попадая туда, ты как будто бы переносишься в другую эпоху и другую местность. Там все гармонично: двух – и трехэтажные здания, сделанные в едином архитектурном стиле. Особенно хорошо бывать там осенью, когда листья осыпаются, и ты видишь всю перспективу, ощущая себя словно в небольшом уездном городке другого века. 

Очень хорош конструктивистский социальный городок 1-го жилучастка завода «Комбайн». Он тоже строился весь одновременно, в едином стиле. Завод «Комбайн» скоро стал авиационным предприятием и до недавнего времени выпускал военные и гражданские самолеты. Рядом с ним был построен целый город для сотрудников. В 30-е годы активно развивалась тема социальных городков. Их строили преимущественно в конструктивистском стиле, и там тоже есть все необходимое для жизни: жилые дома, кинотеатр, универмаг, фабрика-кухня, амбулатория, детские сады и так далее. Все это построено в стиле советского авангарда, у которого и сейчас множество поклонников. За конструктивизмом многие ездят в Екатеринбург, а у нас есть собственный цельный городок, построенный в этом стиле. Интересна и сама концепция того, как в 30-е годы планировали жилье для советского человека, который должен был ни в чем не нуждаться, чтобы ударно трудиться и вырабатывать двойную норму.

– Денис, ты монетизируешь свой блог?

Практически нет, если не считать нескольких рекламных блоков в год, которые я помечаю как рекламу. У нас в области пока не привыкли платить блогерам, не считают рекламу в блогах работающей, дающей отдачу. У меня рекламы мало, и я не стараюсь ее получить.

То есть, сам блог не монетизируется, зато он позволяет находить новые связи, контакты, новые предложения работы и подработки. Например, меня пригласили писать статьи для двух печатных изданий по краеведению города Саратова. Если бы блога не было, меня бы туда и не пригласили.

– Какой опыт, связанный с блогерством, оказался самым запоминающимся? 

– Меня иногда зовут в разные блог-туры, которые организуют крупные предприятия. Самым запоминающимся оказался осмотр ядерного реактора на Балаковской атомной электростанции. Там нас запустили в зону ограниченного доступа. Для этого надо было целиком раздеваться, надевать специальный защитный костюм и выходить в реакторный зал. Материал, который я написал, я выставил на конкурс «Росатома», и меня потом еще пригласили на профессиональный фестиваль в Воронеже, где были и журналистские мастер-классы, и очень насыщенная тренинговая программа. 

– Считаешь ли ты себя знатоком своего региона, и что ты вкладываешь в это понятие?

Думаю, что историки и профессиональные экскурсоводы знают гораздо больше. Но если сравнивать с тем, что знают о регионе большинство его жителей, то здесь есть, над чем задуматься. Может быть, поэтому у нас решили ввести в школьную программу предмет по изучению истории родного края. Я учился в советское время, и об истории нашей области, нашего города нам ничего не рассказывали. Поэтому я сам теперь открываю, сберегаю и отчасти создаю историю Саратова.

Татьяна Рублева