20:05 19/11/2017

Конец эпохи Мугабе: что ждет Зимбабве

Роберт Габриэль Мугабе был у власти почти сорок лет.  За это время его прозвали «людоедом», «убийцей белых» и «черным расистом», а первую леди – «Гуччи Грейс» – за любовь к шопингу. Как им удалось превратить одну их самых богатых стран в Африке в нищую, разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев. 

Республика Зимбабве – бывшая британская колония на юге Африки. Сегодня это одна из беднейших стран мира. Из 15-ти миллионов жителей безработных – 90%. Средняя зарплата – 21 доллар. Средняя продолжительность жизни – 49 лет. С момента обретения независимости в 80-м году страной правит один человек – Роберт Мугабе.

«Наше золото принадлежит нам, наша платина тоже принадлежит нам, и наши алмазы – они наши, а не американские или британские», – заявлял Мугабе.

Житница Африки и одна из самых богатых стран континента. Такой четыре десятилетия назад досталась Мугабе Южная Родезия, как тогда называлась Зимбабве. При британцах платили достойную зарплату, но не было независимости, ради которой Мугабе даже сидел 11 лет в тюрьме.

«Он был тем лидером, который пришел, как это было принято говорить в Зимбабве и вообще на юге Африки, лидеры, которые пришли из буша. То есть, настоящие революционеры, которые в буше, то есть, в джунглях, в саванне, воевали по-настоящему с врагом», – рассказал старший сотрудник Центра африканских исследований Института всеобщей истории РАН Николай Щербаков.

Мугабе довольно быстро превратился в диктатора, каких поискать. За жестокость правления ему даже дали прозвище «людоед». Преуспел он не только в устранении врагов, но и в освоении национальных богатств. Президентская семья богатела, народ  стремительно беднел. Инфляция достигла таких масштабов, что цены за час вырастали в полтора раза. А купюры с десятью нулями носили, как кирпичи. Такой огромной пропасти между народом и элитой страна не знала в колониальные времена. Главной расточительницей стала первая леди – Грейс.

«Я люблю своего президента, я уважаю его, и я помогу ему сделать эту страну процветающей!», – заявляла Грейс Мугабе. 

Но процветала только семья Мугабе. Младший сын демонстрирует свои часы за 60 тысяч долларов и выливает на них шампанское. Грейс же могла потратить 120 тысяч долларов на небольшой шопинг в Париже.

«То, что делала первая леди, – просто безумие! Она пыталась стать президентом и создать династию. Но зимбабвийцы не дураки! И мы вовремя их услышали», – поделился председатель зимбабвийской ассоциации ветеранов национально-освободительной войны Крис Муцванга.

Бывшая секретарь президента, вдвое его младше, Грейс сформировала вокруг себя лояльную группу молодых министров. Им противостояли соратники президента, ветераны войны за независимость. Ближайший из них – Эммерсон Мнангагва по прозвищу «Крокодил».

«У Мнангагвы очень сильная поддержка в армии, во-первых, во-вторых, ну, всем стало ясно, его ближайшему окружению, что он хочет, Мугабе хочет поставить Грейс, ну и это не всем далеко понравилось», – прокомментировала профессор Высшей школы экономики, африканист Ирина Филатова.

Стремясь к президентскому креслу, именно Грейс могла убедить мужа устранить «Крокодила» с политического поля. Две недели назад его отправили в отставку. Опасаясь за свою жизнь, он уехал из страны, но после переворота вернулся и уже стал кандидатом в президенты.

«Мнангагва – ближайший сподвижник и ближайший соратник Мугабе в его политике, и даже более жесткий и жестокий в проведении всех мер», – добавила Ирина Филатова.

Теперь в распоряжении Мнангагвы сотоварищи, президентский дворец и другие богатства семейства Мугабе. Правда, обогащаться с былым размахом уже, видимо, не получится. Прежняя элита делала это в том числе за счет белых фермеров. Им принадлежали огромные плантации и рудники. Они были, по сути, главными работодателями и основой экономики страны. После обретения независимости все это возвращали коренному народу.

Белых избивали, убивали, в лучшем случае выгоняли из страны, причем целыми семьями. Эту эпоху потом назовут «Черный расизм».

«Физически это выглядело как не просто отъем земли, но уничтожение семей белых фермеров и изгнание их», – отметил старший сотрудник Центра африканских исследований Института всеобщей истории РАН Николай Щербаков.

В результате из 250-ти тысяч белых в Зимбабве осталась лишь пятая часть. Расовая дискриминация, разоренные некогда богатые фермы, нищета. Такой в памяти зимбабвийцев останется эпоха Мугабе. О ней будет напоминать и памятник, который престарелый президент самому себе.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.