12:56 23/11/2017

Мощный Русский Север в стороне от протоптанных маршрутов

Сергей Яковлев

На блог этого удивительного человека меня «навели» знакомые. Его можно листать бесконечно. На фотокартинах, которые публикует Сергей Яковлев, запечатлен такой мощный,  дикий и прекрасный мир Русского Севера, что это завораживает и не дает оторваться.  Выныриваешь потом из  блога, как из глубин океана: оглушенный и с чуть измененным сознанием. О своей деятельности как фотографа, исследователя и проводника Сергей рассказал в интервью «МИР 24».

– Сергей, как вы оцениваете свои приоритеты, вы в первую очередь блогер, фотохудожник или путешественник?

По образованию я историк и стараюсь работать по профильной специальности, хотя основная моя деятельность сейчас – фотосъемка, я фотограф на крупном новостном портале. Раньше довольно долго жил на Соловках, но сейчас я в Архангельске, много путешествую и хорошо знаю всю Архангельскую область. Хотя больше всего материалов у меня все же по Соловкам: я провел там множество экспедиций, работал в архивах, у меня есть исследовательские работы по этой теме. 

Кроме того, у меня есть свое ИП, и я имею право заниматься туристической деятельностью. Что я и делаю: организую людям, которые меня знают или обращаются ко мне через сайт и блог, экспедиции по Архангельской области, побережью Белого моря и Соловкам. 

К сожалению, по Русскому Северу у нас мало кто может организовать хороший интересный тур. Есть  одни и те же шаблоны еще с советских времен, новые туры появляются редко. А показать что-то интересное в стороне от протоптанных туристических маршрутов могут очень немногие. Поэтому ко мне часто обращаются за помощью, за консультацией, или просто с вопросом, как добраться до того или иного места.

– Для этого и служит блог? 

Свой блог и свой сайт – это больше вопрос статуса, чем средство привлечения клиентов, это инструмент собственного позиционирования. Кроме того, во многом благодаря блогу я сотрудничаю со многими издательствами. Правда, к сожалению, фотографии у меня нередко воруют. 

Кроме того блог приносит широкую и  самую разную читательскую аудиторию, иногда очень профессиональную и толковую. На меня часто выходят историки, знатоки архитектуры, народных промыслов. Они могут подсказать что-то, исправить информацию и даже подсказать идею нового маршрута.

Но я все равно не считаю себя блогером. Это второстепенная, побочная деятельность. Блогеры, как правило, зациклены на своем ресурсе, и именно для него ищут материалы. А я просто освещаю через блог свою деятельность. 

– Какую часть вашей жизни занимают путешествия?

Мини-экспедиции я стараюсь затевать каждую неделю. А большие многодневные экспедиции удается проводить раз в месяц или раз в два месяца. У нас в Архангельской области расстояния очень большие, многое зависит от погоды, состояния дорог и переправ. Для интересных мест нужен, как минимум, подготовленный полноприводный автомобиль.

Иногда меня просят участвовать в чьей-то экспедиции в качестве фотографа. Тогда в мои обязанности входит делать фотосъемку и вести записи, отчеты. В прошлом году я участвовал в экспедиции Федора Конюхова вокруг Онежского полуострова, по берегу Белого моря, по старинным поморским селам, на родину предков Конюхова. Мы передвигались на собачьих упряжках, снегоходах и мотособаках.

И, конечно, туристические вылазки по разным маршрутам, индивидуальные или для небольших групп. Как правило, это экспедиции по дальним поморским деревням с проживанием в домах местных жителей и посещением объектов, которые уникальны не только для Архангельской области, но и для всей России. Например, древние храмы на берегах Белого моря, самые высокие шатровые церкви в России, геологические и природные памятники. Обычно такие маршруты бывают на срок от трех дней до недели. Они делаются для небольших групп в три-четыре человека, на одном внедорожнике. 

— В чем отличие того, что вы рассказываете в блоге от того, что пишут в туристических буклетах и путеводителях? 

Я рассказываю о необычных, а также труднодоступных местах, которые имеют региональное или даже общероссийское значение. Часто это отдаленные места вне натоптанных маршрутов. А иногда они расположены совсем рядом с известными объектами. Но если их не знать, то ни за что не догадаешься, куда надо заглянуть.

Если говорить о кластерах, то первый тип достопримечательностей —  это малоизвестные  археологические памятники. Например, лабиринты и древние каменные выкладки, которым по несколько тысяч лет. Сейчас это очень модно и очень популярно, особенно среди поклонников эзотерики и тех, кто ищет следы Гипербореи.

Второй тип достопримечательностей – это объекты времен ГУЛАГа, поскольку Архангельская область «славилась» своими лагерями. И такого рода объектов у нас очень много: это заброшенные пункты, зоны, лесовозные дороги, в том числе узкоколейные. И даже шлюзы и каналы.  

Третий вид памятников – редкие природные объекты вроде древних геологических отложений, беломорских дюн, камней-следовиков (по преданиям, на этих камнях оставили свои следы святые. И это хорошо видно: действительно, отпечатки человеческих  ступней или рук, оставленные на поверхности гранита или другого местного камня). А также результаты попыток человека воздействовать на природу (карьеры, шахты, штольни).

Наконец, рассказываю про разные заброшенные промышленные объекты советского периода: ракетные установки, шахты, ядерные хранилища. Посещать их не опасно, они даже безопаснее, чем современный город. В таких объектах всегда была очень хорошая система мониторинга, и даже малейшая утечка всегда фиксировалась и деактивировалась. 

– Считаете ли вы себя настоящим знатоком родного края, и почему не выходите со своими идеями по туризму на краевой уровень?

Трудно быть знатоком всего нашего огромного региона, но я подробно изучаю историю своего края и стараюсь быть в курсе современных событий.

К сожалению, многие чиновники, работающие в сфере туризма, не очень хорошо знают историю местного края и ту сферу, в которой они работают. И некоторые проблемы развития туризма связаны именно с этим. Некоторое время я работал при региональном Министерстве культуры, именно в туристической сфере, и понял, что нынешняя бюрократическая машина не в состоянии реализовывать многие перспективные и актуальные проекты. 



– В блоге вы упоминаете про совсем уж экзотические поездки: ледоколы, детеныши тюленей и прочее. Это все тоже возможно?

Да, в Архангельске можно организовать ледокольные поездки, но это уже для состоятельных людей, поскольку аренда ледокола на 2-3 часа стоит порядка 100 тысяч рублей. Такие поездки на севере сейчас популярны, и весной можно побывать на ледоколе, поучаствовать в его работе, посмотреть, как он ломает лед на Белом море и на Северной Двине.

Тюлени – это сезонное мероприятие, связанное с рождением детенышей тюленей. Туда, где обнаружена их лежка, людей доставляют вертолетом, с  высадкой на дрейфующую в море льдину. 

Это очень интересные поездки, детенышей можно потрогать, и они потом возвращаются к своим матерям. Для них встреча с туристами абсолютно безопасна. Многие считают, будто бы тюленята как птенцы – мол, если их потрогать, то матери не возвращаются. Но это большое заблуждение. Матери принимают таких тюленят, и еще активнее о них заботятся. К тому же запас подкожного жира у малышей таков, что они могут довольно долго, несколько дней обходиться без пищи и спокойно ждать мать. 

Еще сейчас популярно наблюдение за северным сиянием. По северному это явление называется «сполохи». И в Карелии, и в Мурманской области не проходит недели без хорошо видимого северного сияния. Обычно наблюдение проходит вдалеке от городов, где нет засветки от городских фонарей. Чтобы интереснее было фотографировать, мы выбираем места рядом с культурным объектом: церковь или крепость. 

Еще у меня есть интересные туристические проекты, которые пока в стадии разработки. Это будет несколько необычных маршрутов на необычных средствах передвижения. Такого практически никто в России не предлагает. Но пока я их разрабатываю, я, к сожалению, подробнее рассказать о них не могу. Каждый год я стараюсь вводить новые маршруты. Поскольку есть люди, которые уже по несколько лет ко мне приезжают, и стандартными маршрутами их уже не удивить.  

– А какую часть Русского Севера вы охватываете, как исследователь, фотограф и проводник?

Все окрестности Архангельска – начиная от северного Мезенского района, и заканчивая самым югом, Каргопольским районом, а также побережье Белого моря, традиционные поморские деревни в Онежском и Приморском районах, Подвинье, включая Виноградовский, Холмогорский, Приморский районы. И Соловки, конечно. Приезжайте, все покажу!

Татьяна Рублева