Весь мир обсуждает результаты последнего аукциона дома Christieʼs в Нью-Йорке. С молотка за рекордные 450 миллионов долларов ушло полотно Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Имя покупателя не раскрывается, зато известна личность продавца. Это российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Эта сделка для него оказалась поистине выгодной, ведь покупал он работу великого мастера за 127 миллионов долларов, а продал втрое дороже. Примечательно, что предыдущий владелец «Спасителя» – арт-дилер Ив Бувье – купил картину всего за 80 миллионов. Такой разброс в стоимости стал причиной целого скандала. Как устроен арт-бизнес и каким образом устанавливаются цены на шедевры, выясняла корреспондент «МИР 24» Екатерина Бакушина.
Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» стала самым дорогим предметом искусства, проданным когда-либо с аукциона. Искусствоведы называют это событие историческим.
«Леонардо перебил не только рекорд самой дорогой картины, проданной с аукциона, в три раза, но и перебил самую дорогую картину, проданную когда-либо вообще, на 150 миллионов долларов. И это первый раз за 30 лет с 1987 года, когда произведение кого-либо из старых мастеров держит рекорд за самую дорогую картину всех времен», – отметил директор департамента частных продаж аукционного дома «Christie's» Алексей Ашот.
Судьба этого полотна вызывает много вопросов. Исследователи предполагают, что картина какое-то время принадлежала английскому королю Карлу I и его наследникам, после была утеряна на сотню лет. На аукционе картина появилась в 1958 году, в Лондоне ее продали всего за 60 долларов. Тогда все были уверены, что «Спаситель мира» – работа одного из учеников да Винчи. И лишь в 2005 году полотно вновь появилось на арт-рынке. После реставрации экспертиза признала в нем подлинник великого мастера.
«Люди, которые ее нашли в 2005 году, были очень ответственные, из лучших в мире галеристов, с отличной репутацией, в Нью-Йорке, которые поступили очень трезво и очень тщательно и долго изучали эту картину. Постепенно, занимаясь ее реставрацией, технической экспертизой, анализом краски и доски, рентгенной технологией, показали ее всем искусствоведам, которые занимаются да Винчи и вообще итальянской школой Возрождения», – добавил Алексей Ашот.
В 2013 году за 127 миллионов долларов «Спасителя» купил российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Шедевр ему продал швейцарский арт-дилер Ив Бувье, который помогал бизнесмену собрать коллекцию. Благодаря ему в собрание попали полотна Моне, Ван Гога и Матисса. Но именно с да Винчи у миллиардера начался судебный конфликт с Бувье. Рыболовлев заподозрил своего партнера в мошенничестве, осознав, что он переплатил Бувье миллиард долларов. Но если бы швейцарец только завышал цены. Бувье обвиняют и в продаже краденого. Речь идет о двух работах из коллекции Рыболовлева – картины Пабло Пикассо, которые он приобрел за 27 миллионов евро.
Специалисты говорят, что законы арт-рынка жестоки. Прежде чем что-то купить, нужно это хорошо изучить, в том числе, политику ценообразования. Но если дело касается уникальных работ, таких как «Спаситель мира», например, тогда нужно приготовиться пойти на любые условия. Ведь, по сути, правила на этом рынке устанавливают галереи и дилеры. И они решают, какая картина лучше и дороже стоит.
«Когда работы абсолютно уникальные, когда одна работа такого типа находится на всем рынке на земном шаре, теоретически она может стоить очень дорого. Насколько мне известно, некоторые работы дилер вообще выкупал и продавал их по другой цене. В этом случае он имел право как владелец зарабатывать на них сколько угодно», – пояснил галерист, искусствовед Сергей Попов.
Галерист Сергей Попов советует застраховаться от обмана. Эксперты проведут технологический анализ работы, а также расскажут про ее происхождении. Картина с безупречной историей не заставит сомневаться в ее подлинности ни на секунду. Если же в происхождении работы остаются темные пятна, у покупателя появляются большие риски. И тогда он может повторить судьбу российского миллиардера. Кстати, чем все-таки закончатся судебные распри Рыболовлева и Бувье, остается только гадать. Ведь арт-дилер не сдается и продолжает бороться за свое имя. А без репутации на арт-рынке, как говорится, никуда.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.