Мошенникам удалось «раскрутить» на пять миллионов рублей за «лекарство от смерти» 72-летнюю пенсионерку, профессора, доктора химических наук. Неизвестные «впарили» бабушке «универсальную микстуру бессмертия», позвонив ей, представившись врачами и сказав, что она смертельно больна. После чего пострадавшая безропотно отдала пять миллионов наличными незнакомке в черном, ничего не помнит.
О том, что такое «гипноз», и как не попасться в лапы аферистов, обозревателю «МИР 24» Юлии Кундуховой рассказал врач-психотерапевт высшей категории Александр Федорович.
– Александр Михайлович, как вы объясните подобные явления?
Не стоит поражаться подобным фактам, если они случились с людьми пожилыми, а, стало быть, малоспособными к самозащите. Если в далеком прошлом, 50 лет назад, имелись какие-то регалии, это совсем не означает, что человек должен сохранять трезвость ума, гибкость, пластичность, умеренную подозрительность до конца своих дней.
– Т.е. речь не идет о каком-то мощном, как говорят «цыганском» гипнозе?
Да нет никакого «цыганского» гипноза, это все абсолютные сказки. Если говорить про «цыганский гипноз» как некое уникальное явление, некий феномен, тогда он должен работать всегда и у всех, как в кино у Вольфа Мессинга, которого тоже не было.
– Мессинга не было?
– Мессинг, может, и был, но тотального гипноза и телепатических способностей не было, это сказки. Вроде того, что Александр Невский по голливудской версии может оказаться негром. Это исключено, ни один из таких вариантов научно не подтвержден. Поэтому в данном случае можно говорить о том, что человеку, которому за 70, за 80, 90 свойственны некоторые возрастные особенности. Возможно, если сравнивать бабушку-профессора с бабушкой-дояркой, то, наверное, у первой мы имеем право ожидать каких-то более высоких интеллектуальных способностей. Но все регалии – в прошлом, когда мозг был более пластичным.
– Вернемся к гипнозу. Как тогда «разводят» народ на улице?
– Что за огульные движения! Или все есть, или ничего. Есть то, что есть в науке – чем мы пользуемся в психотерапии, две формы гипноза, Эриксоновский (недирективный) и стандартный директивный, которым в свое время пользовался еще психиатр Жан Мартен Шарко. Это есть, а все остальное – домыслы, основанные на научно недоказанных фактах, киношных или книжных.
На самом деле, так называемый «цыганский гипноз» выглядит следующим образом. Стоит человек или несколько и фильтруют толпу. Через них проходят десятки, сотни, тысячи людей, из которых они выбирают ровно одного или одну, находящихся в определенном психологическом состоянии или расположении духа, или являющих собой определенную, не очень адаптивную психологическую систему.
– Что это значит?
– Это личность, которая, например, переживает какой-то тяжелый стресс, находится в обеспокоенном или не очень здоровом состоянии, даже соматически. Грипп, температура у человека 38, он оказался на улице. В состоянии он быть адаптивным, адекватным, бодрым, резким, быстро думающим, быстро реагирующим?
– И как они его заставляют выносить из квартиры золото?
– А вот дальше начинается массированная психологическая атака. Человека окружают со всех сторон, галдят, дергают его за все, что ни попадя, вынимают в этот момент у него кошелек. Начинают на него воздействовать, доводят его до состояния головокружения, до малоадекватного состояния. Он не понимает, что происходит вокруг.
– Т.е. отвлекают внимание?
– Конечно. И одна, самая главная, например, говорит: давай погадаю, ой вижу, тут беда большая, потери, несчастная любовь. Несет всякую околесицу и пургу, которую, в принципе, можно отнести к любому человеку. Самое главное – это ухватить человека за руку, начать ему пальчиком водить – это уже следующая ступень. Это все постепенно, человек проходит несколько фильтров. Прошел один – остановился. Второй – начал слушать. Третий – дал руку. Четвертый – достал кошелек. И вот так, постепенно, этот один из десятков прошедших за день, попадается.
Если бы это было массово, мы все бы, подходя к площади трех вокзалов, вынимали бы кошельки и складывали прямо в тележку мошенникам. В очередь бы выстраивались, а потом спокойно уходили в метро, в непонимании, приходили бы в себя только дома, думали, о Боже мой, как же так...
– Эриксоновский и стандартный директивный гипнозы доступны для изучения всем желающим?
– По большому счету, любому, кто хотел бы обучиться. То есть научиться этому можно, для этого не надо иметь черные глаза, мохнатые брови, картофельный нос, клыки – это все бредни и Голливуд. Кино.
– А долго ли этому учиться?
Эриксоновским гипнозом может овладеть человек с психологическим образованием, пройдя курс определенной длительности, например, годовой.
– Все-таки без психологического образования полноценно этот гипноз не осилить?
– Нет, потому что, кроме теоретических знаний, ты должен регулярно в этом практиковаться. Не просто овладел методом, а совершенствуешься, учишься, работаешь. В психотерапии это так, а не просто получил корочку, встал у окна, распростер руки, и все понесли тебе кошельки.
– Как защититься от нежелательных воздействий или манипуляций посторонних лиц? Есть способы?
– Конечно, есть. Первое и главное: любой гипноз как метод воздействия, как терапевтическая техника, используется всегда в рамках терапевтических сеансов по обоюдному согласию терапевта и пациента. Пациент дает согласие на то, что он осознанно соглашается подвергаться каким-то гипнотическим действиям.
– Если человек не хочет всего этого, его могут зазомбировать насильно?
– Невозможно, даже если сделать это попытаются 50 человек с дипломами. Никто не может загипнотизировать человека, если он этого не хочет. Это бредни!
– А в фильмах такое бывает: человек садится в кресло, перед ним появляется тетка, начинает махать маятником – и его вырубает, а потом он отдает ей все деньги.
– Это кино! Если я не хочу, чтобы меня загипнотизировали, никто этого сделать не сможет. При РАН есть целая секция, которая занимается исследованием паранормальных явлений, ни один факт на сегодняшний день не доказан и не подтвержден. Роза Кулешова в 60-е всем мозги «парила», но все это в большей или меньшей степени четко отлаженные процессы махинаций. И больше ничего.
– НЛП существует?
– Существует. Это нормальная психотерапевтическая техника, такая же, как психоанализ и гештальт-терапия. Но и здесь много сказок.
- Проще говоря, стоит ли кого-то опасаться на улице? Каких-нибудь «людей в черном»?
- Да нет таких. Любая техника начинает срабатывать тогда, когда возникает коммуникация. Чтобы продвинуть какую-то идею НЛП, нужно с человеком разговаривать.
- А вот он подойдет к вам и спросит: Александр Михайлович, как пройти к Кремлю? И вы начинаете ему отвечать…
– Да, конечно, я скажу – садитесь ко мне в машину, довезу, вот часы мои, а вот мой бумажник, давайте схожу домой, принесу вам ключи от машины, документы от квартиры, где деньги лежат. Что за фантазии? Я могу не остановиться, и тогда я защищен. Или ответить, что не знаю, где Кремль, развернуться и пойти дальше.
– То есть, защищены те, кто не вступают в дискуссии, а спокойно идут по своим делам?
– Да. И все, никакого гипноза, никаких пяти миллионов, никаких рассказов про то, что «вы больны, а мы вас исцелим». Это все махинации вроде тех, как люди когда-то через своих знакомых в поликлинике узнавали диагнозы, звонили пациентам, говорили «вы больны, завтра вы получите анализ, а там будет написано, что у вас плохая кровь»…Человек падал на задницу, а на самом деле, это все сказки.