Юбилей у одной из самых закрытых структур в стране. Свой профессиональный праздник сегодня отмечают чекисты. Ровно 100 лет назад был выпущен декрет о создании Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем или привычная ВЧК. Позже названия менялись – ОГПУ, НКВД, КГБ и наконец, нынешняя ФСБ. О тех, кто работает в тени, рассказал корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Забрудский.
«Чистые руки, горячее сердце и холодная голова» – эти слова для Александра Измоденова давно стали нормой жизни. С холодной головой он теперь борется уже не со шпионами, а с бюрократической машиной, отстаивает права ветеранов спецслужб. И даже в отставке генерал-лейтенант соблюдает негласные правила. Специфика службы, превратившаяся в привычку.
«Как можно меньше документов, которые не подлежат огласке, как раньше говорили. Но главное что вы спросили, есть ли Дзержинский? Он присутствует в том или ином виде почти во всех кабинетах руководителей», – говорит ветеран контрразведки.
На железного Феликса до сих пор ровняются. В 1917 году именно Дзержинский подписал декрет о создании комиссии, которая хоть и называлась чрезвычайной, но сначала состояла всего из 23 человек. В условиях Гражданской войны и разрухи ВЧК оказалась одной из наиболее эффективных организаций – именно чекисты занимались наведением порядка в Советской России. И диверсантов ловили, и инакомыслящих, и бандитов. А еще восстанавливали железные дороги, экономику и даже о беспризорниках заботились.
«Это было как раз тем, что называется «единый кулак» для противодействия непростым условиям», – рассказал Измоденов.
Вся история спецслужбы – чуть ли не год за годом – представлена в музее госбезопасности. Здесь и первые приказы Феликса Дзержинского и результаты уникальных операций – оружие и спецтехника, при помощи которой шпионы пытались добыть секреты.
«Что-то было изъято у германских, румынских шпионов на западной границе. А что-то, например, вот этот миниатюрный фотоаппарат, в музей прибыл как изъятый у иностранного агента в 1942 году на Дальнем Востоке. И спрашивается, кто в 1942 году мог быть иностранным агентом? Скорее всего, конечно это был японский шпион», – указал ведущий научный сотрудник центрального пограничного музея ФСБ России Александр Печейкин.
В 1970-х годах появился у КГБ и свой спецназ. Который называют одним из лучших в мире. Причем, подразделений было два. И если знаменитая «Альфа» создалась для выполнения боевых задачи на территории страны, то «Вымпел» был ориентирован на работу за границей.
В обе группы бойцов отбирали, как в космонавты. А вымпеловцы вдобавок ко всему еще владели иностранными языками и имели несколько высших технических образований.
«Это два действительно серьезных подразделения, у которых стояли совершенно разные задачи. Если одно подразделение предназначалось для освобождения заложников после захвата, и их действия были заложены на то, чтобы освобождать самолеты, автобусы, поезда, машины, корабли, то у «Вымпела» была другая задача – суметь убежать спрятаться, чтобы его не захватили», – пояснил ветеран спецподразделения «Вымпел», писатель Валерий Киселев.
Именно ветераны этих двух элитных подразделений обучают бойцов антитеррористического центра. Борьба с джихадистами и экстремистами сейчас одно из главных направлений в работе спецслужб. Только за этот год ФСБ предотвратила 19 крупных терактов в России и задержала более тысячи боевиков.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.