12:15 18/01/2018

Как праздновать Крещение и чего не стоит делать в этот день

Фото: Владимир Свояченко © МТРК «МИР»

Сегодня 18 января – Крещенский Сочельник, а завтра все православные верующие отмечают один из главных и самых древних христианских праздников – Крещение Господне. Его еще называют Богоявлением – в память о том, что именно во время крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан, которое совершил Иоанн Креститель, была явлена божественная сущность Спасителя.

В народе этот день более всего известен благодаря великому освящению воды. Впрочем, и сегодня, в крещенский Сочельник происходит то же самое. Вода освящается по одинаковому чину и сегодня, и завтра, только об этом мало кто знает. Между тем, «сегодняшняя» святая вода ничем не отличается от «завтрашней», за которой ко всем церквям выстраиваются огромные очереди, бряцающие множеством бутылок и канистр. Православные граждане в таких очередях обычно активно работают локтями, чтобы унести домой побольше крещенской воды.

Такая популярность крещенской воды среди людей, ассоциирующих себя с православием лишь на уровне «народной традиции», вызывает серьезную озабоченность многих священников. Особенно их беспокоит всенародно любимая традиция окунаться в прорубь.

Почему на Крещение принято окунаться в прорубь


Кто только не ныряет в этот день в прорубь! И серьезные политики, и популярные артисты, и просто любители острых ощущений. Тут есть, где развернуться легендарной русской удали и лихости, продемонстрировать всему миру, что «нам, русским, все нипочем», проявить национальную решительность и бесшабашность. Только вот непонятно, какое это имеет отношение к Крещениию Иисуса Христа и вообще к православию? 

«Купания – это русская народная традиция, не церковная, но уже вполне сложившаяся за много лет, – говорит профессор Свято-Филаретовского православного института (СФИ), специалист по церковной археологии, член Ассоциации искусствоведов Александр Копировский. – Откуда она появилась? Она заменила древнюю церковную традицию, когда на день Богоявления, или Крещения Господня, люди принимали крещение (собственно и воду в этот день освящали для крещения). Так было ещё до крещения Руси в Сирии и других христианских странах. Крестили только на очень большие праздники  – например, на Пасху, на Троицу (день Сошествия Святого Духа) и особенно на Богоявление, потому что в этот день крестился Христос.

Этот праздник напоминает нам, как Он когда-то пришел вместе со всем народом на берега реки Иордан и вошел вместе с ними в воду. (Конечно, Иордан – не холодная речка, но мы празднуем Крещение зимой, и поэтому на Руси было принято крестить в очень холодной воде; у старообрядцев эта традиция до сих пор осталась). И крещение —  то есть погружение в воду, чтобы не просто очистить себя, но расстаться со старой жизнью, как бы родиться заново, что возможно только один раз в жизни, – совершалось на Богоявление.

А потом это, к сожалению, превратилось в такой «национальный вид спорта», народный обычай, который к церковному не имеет никакого отношения. На Богоявление стали делать проруби «ярдани» (это искажение слова «Иордан»), то есть каждая русская река в этот момент становилась «Иорданом». И в эту прорубь прыгали все, кому не лень. Даже в царском Зимнем Дворце (в теперешнем Эрмитаже) есть парадная лестница, которая называется Иорданской. Почему? Потому что по ней в день Богоявления сходил крестный ход на Неву, там делали эту прорубь-ярдань и в нее погружались – и простые люди, и аристократы».

Если очень хочется…


Если есть желание приобщиться к этой народной традиции, то надо ли как-то готовиться к погружению? И как в полном соответствии с правилами окунаться в прорубь?

«Специальных правил купания не существует, – говорит профессор СФИ Копировский. Если кто-то очень хочет окунуться в прорубь – на здоровье, пусть делает это, как хочет и сколько хочет. Но это ни в коем случае не обязанность, это ни в коем случае не церковная традиция. И хотя иногда даже священники освящают эту воду, сейчас этот обычай потихоньку начинает уходить, потому что всерьез ищущие Бога люди больше внимания обращают на подлинный смысл события Богоявления».

А вот врачи рекомендуют хорошо взвесить риски, прежде чем решаться на купание в ледяной купели. Вот что сказал корреспонденту «МИР 24» врач, кардиореаниматолог Олег Городецкий: «Для абсолютно здорового организма такая встряска в общем-то безвредна. Да только где же вы возьмете абсолютно здоровый организм, и знает ли этот организм все о своих болезнях? Между тем, противопоказаниями для ныряния в прорубь являются практически все хронические болезни, включая ишемическую болезнь сердца, обструктивную болезнь легких, холодовую бронхиальную астму, даже минимальную почечную недостаточность, сахарный диабет, а также склонность к нарушениям сердечного ритма. Кроме того, опасность могут таить в себе фоновые нарушения электролитного баланса, которые из-за чего только не возникают: из-за принятого накануне алкоголя, неправильного питания, большой физической нагрузки, большого количества жидкости, выпитого за несколько часов до погружения". 

…На фоне нарушения электролитного баланса может возникнуть нарушение ритма сердца, а дальше все что угодно, вплоть до его остановки, – говорит Городецкий, – Тем не менее, есть множество не вполне здоровых, но очень активных людей, которые ныряют в прорубь, невзирая ни на что. Поэтому врачи Скорой помощи очень не любят дежурить на Крещение».

По словам спасателя международного класса Дмитрия Коринного, несмотря на довольно высокие риски, нештатных ситуаций у проруби почти не бывает. Дмитрий совмещает работу в МЧС с преподаванием курса «Безопасность жизнедеятельности» в МГУ и РАНХиГС, и ежегодно является участником крещенских купаний. «В местах действительно массовых купаний дежурят водолазы, или, как минимум, патрули МЧС, плюс медики, — сказал он корреспонденту «МИР 24». — Также вокруг проруби всегда достаточно уже готовых к погружению людей, которые делают это регулярно и умело приходят на помощь. Риск высок только в том случае, если человек не трезв, но таких стараются не пускать в прорубь. Еще одна опасность - нырнуть и оказаться подо льдом. Но в местах массовых крещенских купаний заранее вмораживают в лед сетку-рабицу до самого дна, чтобы избежать таких ситуаций. Конечно, нужно соблюдать правила безопасности: нельзя купаться в необорудованных местах и в одиночку. После купания сразу нужно вытереться и согреться, но только не спиртным».

Живая вода из сказки?


Социологи выяснили, что в современном обществе распространена точка зрения, будто бы крещенская вода нужна для здоровья, как средство избавления от грехов, а также «от сглаза». Такой чисто языческой трактовки придерживаются не только мало сведущие в православии люди, но и почти половина прихожан храмов. Вот что сказал корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель СФИ, сотрудник Научно-методического центра по миссии и катехизации при СФИ Владимир Якунцев: «Да, это действительно так. Эта проблема связана с недостатком просвещения, как в светском обществе, так и в религиозных кругах. Потому в умах людей процветают суеверия. Одно из таких суеверий состоит в том, что крещенская вода – это «живая вода», как из сказки, которая действует сама по себе, магически: и сглаз, и порчу изгоняет, и грехи очищает».

По словам Владимира Якунцева, в молитве на освящение воды действительно говорится: то, что сделал Господь для нашего спасения, имеет некий космический масштаб, что это в корне изменило весь наш мир. И те возможности, которые появились у всех людей после прихода Христа, для людей Ветхого Завета были закрыты. «Но это совсем не значит, что есть церковные основания для веры в какую-то магию, – говорит ученый. – Потому что все Божьи дары можно принять только через сердечное усилие, через изменение жизни. Тогда мы можем усвоить дар прощения грехов, который дан нам от Господа – и только в том случае впрок идет и крещенская вода. Если же нет покаяния, изменения сердца, изменения жизненного пути, отказа от греховных поступков, крещенская вода не окажет никакого действия».

«С этим языческим толкованием, конечно, надо бороться,— считает Владимир Якунцев. — Язычество содержит в себе ложные надежды, ведущие к ложным ожиданиям и разочарованиям, к потере времени и сил, к большой сердечной боли и к тому, что у человека снижается восприятие подлинной надежды на прощение, которое дано нам только во Христе. Поэтому суеверия – это не то, на что можно равнодушно взирать, а то, с чем надо бороться, прежде всего, просвещением народа».

Зачем нужна крещенская вода


О том, в чем истинный смысл освящения воды, рассказывает профессор СФИ Александр Копировский: «Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что такое вода и что такое освящение. Вода в христианстве – это символ жизни и символ очищения, не столько внешнего, сколько внутреннего. Освятить – значит не придать воде какие-то новые качества, а отделить ее от обыденного употребления для Бога. «Святой» означает «отделённый», а не имеющий иной химический состав или какой-то «духовный» заряд, способный механически очистить человека. Освятить – значит отдать Богу. Таким образом, смысл освящения воды в том, что мы призываем Бога сделать не саму эту воду, а благодаря этой воде – нашу жизнь чистой, новой, праведной и в этом смысле святой. Для нас это напоминание о том, что святость не обязательно должна быть такой, как у великих святых, написанных на иконах. Жизнь обычного человека тоже должна освящаться, причём не просто исполнением каких-то внешних правил или обрядов, а изнутри, по смыслу становиться чистой и подлинной. И вода, которую мы принимаем внутрь, даёт возможность лучше это понять».

«Освященная вода нужна нам, чтобы мы могли приобщиться к святости, то есть отделённости для Бога, на телесном уровне, — говорит профессор Свято-Филаретовского православного института. — Мы не можем жить одними воспоминаниями, размышлениями или даже одной молитвой. Нам нужны какие-то вещественные «опоры». И вода нам здесь в помощь, это очень хороший символ, потому что это то, без чего мы не можем жить. Поэтому можно ею окропить человека, принимать ее внутрь. Но важно помнить, что это не магический обряд, а призыв к Богу очистить нас, и мы в этом Ему должны посодействовать».

Что можно и нужно, а что запрещается делать в праздник


По словам Александра Копировского, прежде всего, в этот день можно и нужно праздновать, то есть быть праздным, свободным от обычных, обыденных, рутинных дел и работ. Очень желательно не иметь за душой ничего злого и греховного, не делать того, что может кого-то сильно обидеть, уязвить, огорчить. В этот день не нужны шумные развлечения, крики. «Отмечая день Богоявления, мы должны, прежде всего, вспоминать само это событие – то самое крещение Христа на Иордане, – говорит профессор. – Его схождение в воду в знак полного разделения судьбы c грешным народом. Ведь сам Христос не имел нужды в очищении от греха, которое символизировало схождение в воду, но сделал это, как бы предсказывая собственную смерть за грехи народа, которые Он взял на себя. И хотя тогда это еще не было понятно, Христос этим событием показал, что готов умереть и умрет за народ.

Кстати, в день Богоявления очень хорошо сходить в Третьяковскую галерею и посмотреть на знаменитую картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Ведь там изображен момент, когда Христос через день или два после Своего крещения приходит к народу, чтобы начать проповедь. Его все встречают с удивлением, не понимают, кто это, а Иоанн Креститель, который Его крестил, показывает на Него рукой и говорит: «Вот Он, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Так что это событие, конечно, требует размышления.

Важнее всего в этот день прийти в храм, но не только за святой водой (которую на самом деле освящают в наших храмах практически каждый день), но просто чтобы помолиться вместе со всеми и таким образом сделать еще один шаг к Богу и, что очень важно, друг к другу. Важно обязательно помнить, ради чего Христос приходил на землю – чтобы весь народ изменился, чтобы все люди очистились и отношения между ними стали новыми. И поэтому лучше всего этот день разделять с теми, кто празднует его молитвой.

Чего точно не нужно делать в этот день, так это гадать. Каждого, кто соберется гадать в этот день, боюсь, ждет большое разочарование, он может услышать и увидеть совсем не то, что ожидает. А по церковному учению любое гадание, и в этот день, может быть, особенно, – это грех, которого нужно избегать».

Татьяна Рублева