В Московском Театре Луны состоялась премьера необычного балета «Путь человека» с участием артистов театра «Русские балетные сезоны» и людей с ограниченными возможностями на колясках. Корреспондент «МИР 24» увидела постановку, узнала у директора театра Екатерины Черкасовой, что мотивировало ее взяться за столь смелый проект, трудно ли работать без финансирования, а у артистов – каково этого выходить на одну сцену с профессионалами балета, сидя в инвалидном кресле.
-Браво! Молодцы! Продолжайте! – скандировала и аплодировала восторженная публика.
Больше половины зрителей в зале – тоже люди с ограниченными возможностями. Им от 15 до 80. Все они совершенно разные: у каждого своя борьба, своя история. Каждый из них уже успел узнать, каким сложным может быть жизненный путь. Сегодня благодаря тому, что показ был благотворительным, а пригласительные билеты бесплатными, они убедились, что физические отличия для культуры вовсе не препятствие, но возможность противостоять стереотипам и делать этот мир чуть лучше.
Одноактный балет поставлен на музыку известных композиторов: Бетховена, Грига, Чайковского. А в основе сюжета - такая знакомая всем усталость от обыденности, замкнутости в четырех стенах, потеря интереса к жизни. Главный герой – Человек, роль которого исполнил ведущий солист театра «Русские балетные сезоны» Алексей Москвичев. Чтобы вернуть радость к жизни, он вступает на сложный путь поиска вдохновения через созерцание.
Реализация проекта началась в сентябре 2017 года. Директор «Русских балетных сезонов», балерина Екатерина Черкасова хотела найти на территории балетной сцены то перекрестье, где инвалиды колясочники могли бы встретиться с классической русской школой балета. До сих пор такой территории не было не только в России, но и в мире.
«Основа нашего театра – классика, сильная русская школа, – говорит она. - Тем не менее, какие-то творческие искания всегда в искусстве есть. Мы хотели найти такую нишу, которая несла бы новую созидающую струю. Такие примеры есть на западе, но даже в Европе и США все удачные эксперименты в этой области основаны на опыте модерна. В России профессиональной труппы, которая делает неоклассические спектакли, нет и подавно. Все, что делают ребята на колясках в нашем спектакле – это классический русский балет. Что такое русская балетная классика? Это определенные положения тела, определенные мышцы, которые должны держать форму. Это и есть та основа, которой мы их обучали».
«Путь человека» – проект не одноразовый. Творческую работу с колясочниками планируют сделать одним из направлений театра, а профессиональный уровень выпускаемых спектаклей поможет заинтересовать основную балетную аудиторию. И пусть сегодня работать пришлось без финансовой поддержки, совсем скоро люди поверят в эту идею, уверена Черкасова.
Кстати, сама Екатерина не только является директором театра и организует сольные выступления, но и создает все костюмы для постановок и даже декорации. Удивительно, как в такой хрупкой девушке уживается столько сил. Три года назад Черкасова создала собственный театр, потому что чувствовала, что готова дать обществу гораздо больше чем танец.
«Мы общались с московским реабилитационным центром, они посоветовали нам несколько своих подопечных, – говорит она. - Мы связались с Ириной Гордеевой, которая является учредителем фонда танцев на колясках. У нас есть пара ребят из профессионального спорта на колясках, кто-то ранее вообще не танцевал. Так или иначе мы собрали ребят, которые хотели работать. Мы долго репетировали. На подготовку ушло полгода. Это можно было бы сделать и быстрее, если бы в репетиционных помещениях были специальные условия для колясочников».
Денисова Елизавета одна из участниц спектакля. Она выезжает в фойе на инвалидной коляске. Балет для нее лишь новый виток в саморазвитии. Лиза уже занималась спортом и современным танцем. Все это, считатет она, необходимо и для собственного развития, и для того, чтобы показать другим, что невозможное возможно.
«Когда я узнала, что есть возможность участвовать в балете – я сразу согласилась, – говорит Лиза, - Мне было очень интересно, потому что как раз в это время я искала чего-то нового. На тот момент я занималась без преподавателя, поэтому мне хотелось новых знаний и возможностей в танцах. Репетировали мы часто: сначала три раза в неделю, а под конец собирались по четыре раза в неделю. Волновалась я только сегодня утром, но потом сосредоточилась и перед выходом не волновалась совсем».
Молодая девушка уверена, что не нужно бояться, если что-то не получается, и всегда продолжать экспериментировать. Лиза спокойна, улыбчива и общительна. Неудивительно, что ей понравилось работать с театральной труппой, а отношения с другими артистами были теплыми и понимающими. В будущем Денисова мечтает не только продолжить занятия, но и усложнять выступлением различным реквизитом.
Эмоции, чувства, разговоры после спектакля говорят о том, что у зрителей с ограниченными возможностями есть большая потребность в подобных мероприятиях. Не потому что здесь они среди своих и им страшно прийти на обычный спектакль. Нет, здесь просто интереснее, зримый эффект преодоления здесь гораздо больше.
Подробнее в сюжете: Культтуризм