Артисту балета, фотографу, балетмейстеру и актеру Михаилу Барышникову исполнилось 70 лет. Он уже много лет живет за рубежом, но «бога танцев», как его называли коллеги и критики, помнят на его творческой родине, в Петербурге. О трудном творческом пути маэстро рассказала корреспондент «МИР 24» Ярославна Фролова.
Барышников с детства грезил сценой, в балетный класс записался сам. Потом тоже самостоятельно поступил в училище. Еще студентом исполнял самые сложные па. У невысокого мальчика из простой семьи был только один шанс из ста добиться мирового признания, и он его не упустил.
Барышников работал над собой всю жизнь, упорно добивался задуманного. Его долго не назначали солистом – не хватало всего пары сантиметров роста. Неизвестно как, но у него и это получилось – Михаил будто вытянулся. Барышников отдал Театру имени Кирова семь лет – не так много, но здесь до сих пор есть почитатели его таланта.
«Его танец напоминает импровизацию. Ощущение, что он танцует не поставленные движения, а только что придуманные, даже если это классические канонические балеты. А это самая высокая степень танцевального искусства», – отметил и.о. заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев.
В 1974 году во время гастролей в Канаде он получает приглашение вступить в труппу Американского театра балета и соглашается. Он сбежал в буквальном смысле. Очевидцы рассказывают, что Барышников вышел после спектакля, его окружили поклонники. Он начал раздавать автографы, шутил, а потом бросился со всех ног. В тот год Иосиф Бродский посвятил ему стихотворение, в котором есть такие строчки: «А что насчет того, где выйдет приземлиться – Земля везде тверда, рекомендую США».
Историки говорят, что после знакомства с современным американским и европейским танцем он, возможно, и не смог бы творить на родине. Строгие границы русского балета сковывали его. Тот же Бродский предсказал: не убеги Барышников за границу, спился бы от голода по ярким ролям.
«У нас он рядовой танцовщик. Хороший, талантливый, но рядовой. А там он приехал, и он первый! Он во многом там первопроходец. И это не классические па в белом трико. Это джаз, это модерн, это Бродвей, это мюзиклы. Это то, чего здесь быть не могло. И сейчас этого нет», – подчеркнула историк балета Янина Гурова.
В Америке у Барышникова на каждом выступлении – аншлаг, публика скандировала «Браво, Миша». Позже он блистал на сцене Метрополитен-опера, сыграл главную роль в художественном фильме о побеге советского танцовщика на Запад, был руководителем Американского театра балета. Он также снялся в культовом американском сериале, который полюбили и на родине танцора, в России. Там обольстительный герой покоряет сердце Кэрри Брэдшоу своим русским акцентом и творческой душой. Как актер Михаил Барышников был номинирован на «Оскар».
Барышников творит и сегодня – до сих пор выходит на сцену и профессионально занимается фотографией. Его фото почти всегда размыты, будто это кадры из очень давних воспоминаний.
«Я понимаю, что я только на половине пути. Но это так интересно, это что-то новое. И мои фотографии нравятся. При этом я иногда не понимаю, почему», – сказал Барышников.
По родине Барышников не тоскует. После побега из Ленинграда ни разу не приезжал в страну. В интервью газете The Times признался: «В душе я американец».
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
Подробнее в сюжете: Театр