Президент России Владимир Путин на этой неделе наблюдал за первым полетом «возрожденного» ракетоносца Ту-160 и предложил создать гражданскую версию стратегического бомбардировщика. Сверхзвуковые гражданские лайнеры, когда полмира можно облететь часа за три, это не фантастика. Более того, в истории авиации существовало два пассажирских самолета, которым скорость звука была нипочем. Один из них – Concorde, на крыло его поставили во Франции, другой – Ту-144 – в Советском Союзе. Но именно о советской машине, разработанной в КБ Туполева, говорили (да и до сих пор говорят): самый красивый самолет на планете. Корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин - о лайнере, который опередил свое время.
В авиации он грянул как гром среди ясного неба, и это не фигура речи. Когда Ту-144 набирал свою привычную скорость, около двух тысяч километров в час, это слышали города.
«На земле человек хорошо слышит, что над ним пролетел этот самолет. Он слышит раскаты грома или удаленный выстрел. Если это происходит на высоте 16 километров. Если бы такой самолет пролетел ниже, то последствия были бы катастрофические. Можно получить нарушение здоровья или даже обрушение зданий», – сказал заместитель гендиректора ЦАГИ Сергей Ляпунов.
Именно поэтому он летал в стратосфере – немыслимая для гражданской авиации высота и скорость. Сверхзвуковой Ту-144 от Москвы до Алма-Аты долетал всего за два часа, до Хабаровска – за три, вдвое быстрее, чем обычно. Из-за этого случались курьезы, которые, правда, прибавляли седых волос диспетчерам.
«Он входит в воздушную зону, он должен доложить диспетчеру о входе и доложить диспетчеру о выходе. Так вот, он не успевал это сделать. Некоторые воздушные зоны приходилось объединять в одну», – сказал инженер Сергей Чечеткин.
Вообще, Ту-144 во многом разрушал традиции, сложившиеся в дозвуковой авиации. Например, штурмана – глаза экипажа – там заменяла вычислительная машина – прообраз современных навигаторов. И это до запуска спутников ГЛОНАСС и GPS. Другой прибор подсказывал пилоту оптимальную скорость на определенной высоте, освободив его от сложных математических расчетов. Еще самолет мог менять свой центр тяжести за счет перекачки топлива. Почти все в нем было впервые.
Еще одно новшество, которое сильно облегчало работу летчиков, – пульт на штурвале. С его помощью можно было включать и отключать автопилот, а специальная кнопка позволяла самолету в экстренной ситуации при посадке автоматически уходить на второй круг. Чтобы управлять Ту-144, надо было быть довольно крепким человеком. Такие усилия на штурвале созданы специально, чтобы он не реагировал на случайные прикосновения.
Конечно, и сервис в самолете был другой. На борту кормили бутербродами с черной икрой, ананасами, сырокопченой колбасой, подавали армянский коньяк и грузинские вина. Для комфорта пассажиров стекла иллюминаторов имели систему кондиционирования. Дело в том, что из-за трения о воздух обшивка лайнера раскалялась до 120 градусов. В кабине, конечно, таких удобств не было.
«Все летчики, которые летали на этих машинах, рассказывали, что ни к стеклам, ни к переплету кабины нельзя было прикасаться, потому что можно было обжечься, и от стекол несло жаром, как от утюга, который находится около лица», – отметил инженер Сергей Чечеткин.
Ту-144 создавался одновременно с британо-французским самолетом «Конкорд». Тогда, в 70-х, поговаривали даже, мол, это успех не конструкторов, а разведки. Впрочем, для европейских и советских инженеров работа друг друга не была тайной. Похожую стреловидную форму планера диктовали законы аэродинамики, которые для всех одни.
«Для непосвященных они были на одно лицо, одна и та же схема, только в деталях, если разбираться, можно было увидеть отличия. Так спрашивается: кто у кого украл? Никто ни у кого. Просто был единый технический подход», – подчеркнул главный редактор журнала «Крылья родины» Сергей Комиссаров.
Ту-144 отличался от европейского собрата количеством пассажирских мест (150 против 144), увеличенной скоростью и высотой. А из видимого выделялись маленькие крылья за кабиной, благодаря которым советский лайнер был устойчив на взлете и посадке. По одной из версий, они и послужили косвенной причиной катастрофы на авиасалоне в Ле-Бурже в 73-м.
«На пути следования Ту-144 возник французский истребитель «Мираж», пилот которого хотел подойти поближе и посмотреть на функцию этих самых передних крылышек. Тем самым он заставил экипаж Ту-144 совершить неожиданный маневр, с превышением ограничений по перегрузкам, что и вызвало разрушение», – сказал Комиссаров.
За историю Ту-144 было две катастрофы, и всякий раз на борту не было пассажиров. Какие-то самолеты после этого порезали на металл. Из 16 выпущенных машин осталось всего семь. Одну из них после почти 30-летнего простоя восстанавливают любители авиации. Свою 320-ю посадку самолет совершил в подмосковном Монино, навсегда став частью экспозиции авиационного музея. До этого он возил почту из Москвы в Алма-Ату и обратно и успел сняться в фильме «Мимино». Увидев именно этот лайнер, главный герой Валико решил вернуться в большую авиацию. Конечно, без стюардессы Ларисы Ивановны тут не обошлось.
По классификации НАТО Ту-144 назывался «Боевой конь», но он не стал даже рабочей лошадкой гражданской авиации. Из-за денег. Тогда просто не было, как сейчас, экономичных двигателей. За полет лайнер съедал почти полторы железнодорожные цистерны топлива. Да и наземная инфраструктура хромала.
«Обычные самолеты, если их не принимает аэропорт, могут уйти в другой аэропорт. Здесь количество аэропортов, которые могут их принять, ограничено», – отметил Ляпунов.
Еще в пример тогда приводили сложность в эксплуатации. Ту-144 таил в себе много неизвестного. Просто он был самолетом, за которым не успевало время.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.