10:10 04/02/2018

Ихтиандр спустя полвека: зачем режиссеры снимают одно и то же

Фото: Kento Nara/Geisler-Fotopress © DPA/TASS

Популярного мексиканского режиссера Гильермо дель Торо назвали вором. Его обвинили в плагиате. Якобы он для своего нового фильма «Форма воды» скопировал сюжет пьесы лауреата Пулитцеровской премии Пола Зиндела. А всем российским зрителям «Форма воды» напоминает картину «Человек-амфибия» по роману Александра Беляева. Почему в кинематографе возникают одни и те же сюжеты, выясняла корреспондент «МИР 24» Екатерина Бакушина.

«Форма воды» Гильермо дель Торо – это история любви немой уборщицы к водному чудовищу из секретной лаборатории. И чтобы спасти амфибию, она готова на все. Ничего не напоминает? Ну хотя бы знаменитую историю о русалочке, которая жертвует своим голосом, чтобы получить ноги и быть рядом с принцем. Но одно дело – безобидный парафраз со сказкой. Совсем другое – откровенный плагиат, в котором обвинили Дель Торо. Действительно, истории американского фантаста Пола Зиндела и «Формы воды» похожи, только главный герой книги – дельфин, а у дель Торо – амфибия. Но и это еще не все. Придирчивые зрители нашли сходство «Формы воды» и с американской лентой «Тварь из Черной лагуны» 54-го года, и с советским фильмом «Человек-амфибия» 62-го. 

Дель Торо утверждает, что фильма не видел и вообще всю историю придумал сам. Впрочем, критики режиссера не осуждают. Говорят, есть такая теория о десяти универсальных сюжетах, которые так или иначе обыгрываются во всех произведениях, просто везде по-своему.

«Все сюжеты бродячие. Сейчас кризис идей после того, как после братьев Люмьер наснимали миллионы фильмов, телесериалов. Тяжело придумать что-то оригинальное. И это не кино, кино только скомпилировало все виды искусства. Во все времена, во все века художники смотрели на работы коллег и тихонечко подтыривали», – сказал киноблогер Андрей Русанов. 

Претензии за сходство сюжетов предъявляли и Джеймсу Кэмерону. Его «Аватар» очень напоминает фильмы «Танцующий с волками» и «Покахонтас». И там, и там чужеродный герой пытается стать своим для первобытного племени. Но, пожалуй, самым ярким «плагиатором» в Голливуде считается Квентин Тарантино. Его «Бешеные псы» почти полностью повторяют фильм китайского режиссера Ринго Лама «Город в огне». 

Но если Тарантино не скрывает, что любит копировать сцены из любимых картин, то другие режиссеры упорно это отрицают. К примеру, создатели российского фильма «Воин» называют свое произведение «идейным наследником», а не плагиатом, а ведь эта лента вплоть до мелких реплик повторяет историю американца Гэвина О'Коннора.

Еще один пример очевидного плагиата – боевик «День Д» с Михаилом Пореченковым в главной роли. Прототип его героя – Арнольд Шварценеггер в фильме «Коммандо». Но вот российскую ленту большинство зрителей называют лишь смешной пародией.

По мнению критиков, чаще всего кинотворцы вдохновляются шекспировскими историями. И зазорным это совсем не считается.

«Есть очень много случаев, когда тот или иной шекспировский сюжет оказывается в основе произведения. Шекспир, конечно, умер и не может никого ни в чем обвинять. Но, например, есть фильм «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, в котором очевидно вскрываются те или иные мотивы Гамлета. Или есть фильм «Королевство полной луны» Андерсена – зрительский хит, который совершенно очевидно вдохновлен «Ромео и Джульеттой». И на самом деле, если посмотреть современные произведения, то мы Шекспира очень часто увидим там, где совершенно не ожидаем его увидеть», – отметил кинокритик Сергей Сычев. 

Как бы там ни было, если вы увидели вторичный сюжет в кино, не спешите осуждать его создателей за воровство. Бывает, что ремейки создаются не из-за отсутствия фантазии, а из-за уважения к достойным работам. И совсем неплохо, если в них вдохнут новую жизнь. Та же «Форма воды» поборется за «Оскар» в 13 номинациях и имеет шансы выиграть в половине из них. 

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.