Сегодня начинается Масленица. Все знают, что во время Масленицы всю неделю лакомятся блинами. А в выходные устраивают веселые масленичные гуляния – с шуточными соревнованиями, удалыми забавами, взятием снежной крепости и непременным сжиганием Масленицы – соломенного чучела, одетого в подобие платья.
Не секрет, что Масленицу отмечают накануне православного Великого поста – самого строгого и самого длительного. Он начнется уже на следующей неделе и продлится 40 дней. Масленица – не церковный праздник, но она совпадает с мясопустной неделей. Это время, когда православным верующим мяса есть уже нельзя, зато всего остального – вволю! Если говорить языком психологов, то Масленица – это неделя психологической разгрузки перед Великим постом. Во время нее надо и наесться, и повеселиться, и распрощаться со всем этим обжорством и буйством, чтобы войти в совсем другой, строгий и сдержанный сорокадневный период жизни.
В чем же смысл этого праздника и правда ли, что он самый что ни на есть языческий, а блины – и вовсе символ солнца? «Гораздо раньше, чем на Русь пришло христианство, древние славяне, как и все народы, отмечали свои временные циклы. Время перехода от зимы к весне ощущается человеком как некий рубеж, отсюда желание каким-то образом на это отреагировать. Но согласитесь, вряд ли сегодня те, кто с радостью ходят «к теще на блины», помнят что-то о символах солнца – то есть изначальная языческая символика из этого праздника ушла. Осталась просто народная традиция. Интересно, что сейчас людьми, которые отмечают Масленицу блинами и походами в гости, в первую очередь движет все-таки желание общаться, а не просто вкусно поесть», – рассказывает декан факультета религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского института, кандидат философских наук Маргарита Шилкина.
А что же с тем самым соломенным чучелом и традицией его сжигать? Прямо жертвоприношение какое-то! «Когда-то давным-давно в языческой культуре в это время провожали зиму и встречали весну. То соломенное чучелко, которое сейчас мы называем Масленицей, тогда называлось Морена (Морана, Моржана, Мора) и оно было связано с зимней стужей, морозом, мраком, мором. С позиции языческого мировоззрения человек должен был поспособствовать уходу всего этого олицетворения зимы и помочь тому, чтобы скорее пришла весна, чтобы сильнее, мощнее проявило себя солнце, пробудилась кормилица-земля, начался сев. Для этого ее и сжигали», – рассказывает кандидат культурологии, режиссер-педагог Анастасия Абрамова.
«Считалось, что вместе с сожженным чучелом люди избавляются от всех невзгод и напастей, которые сопровождали их в прошлом. Пепел развеивался по полям, чтобы дать жизнь новому урожаю, который должен был принести возрождение жизненных сил», – говорит Маргарита Шилкина.
Однако уже примерно с XVII века Морена, Моржана больше не упоминается. А чучело именуется Масленицей. По словам Анастасии Абрамовой, смена имени – знак того, что произошло переосмысление сути образа, что в него вкладываются новые смыслы. Название Масленица – от слова «масло». Масленица символизирует образ обжорства, излишеств и скоромной пищи – всего того, что человеку и мило, и искусительно, и с чем предстоит расстаться, входя в Великий пост. Сжигание Масленицы сейчас – это символ расставания с обжорством, символ добровольного отказа от излишеств.
«Что касается православных смыслов этой недели, то их также важно не забыть в веселой кутерьме Масленицы. «Церковное название последней недели перед Великим постом – неделя о Страшном суде, – говорит специалист по христианской традиции, член Ассоциации искусствоведов, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. – В воскресенье, за неделю до начала поста во всех храмах на литургии читается евангельский отрывок, посвященный Страшному суду. Однако для христиан, несмотря на «страшное» название, это, скорее, радостное напоминание о том, что зло, неправда и разделение этого мира будут окончательно побеждены Христом, и задача каждого верующего – приближать это новое состояние мира, в котором будет явлен Свет, Правда и Истина».
О том, как к Масленице относится церковь, что нужно делать в эту неделю с точки зрения православной культуры, рассказывает Маргарита Шилкина: «С самого возникновения церкви у нее была задача воцерковления языческой культуры, нередко это происходило и через такие формы, как календарные соответствия между народными, культурными праздниками и богослужебным циклом. Но когда пытаются этой привязке придать смысловое содержание, то есть говорят, что Масленица как-то по существу связана с Великим постом, это вызывает сожаление».
«Церковный смыл последней недели перед постом, которая заканчивается Прощеным воскресеньем, – попросить прощения у всех, кого ты обидел, кто на тебя обижается, даже если ты думаешь, что не виноват. И, конечно, самому простить всех, обрести в сердце мир со всеми людьми, чтобы войти в Великий пост с чистым сердцем. Это очень хорошая традиция. Но к ней нужно подготовиться, подумать о себе, подвести какие-то итоги. Вот для этого неделя как раз и дана. Есть время подумать о том, каким образом человек войдет в Великий пост, что для него будет означать это время и как он его проведет», – говорит Маргарита Шилкина.
Конечно, в этот контекст Масленица как народный праздник просто не вписывается. Но если бы церковь стала запрещать на Масленицу есть блины, на Преображение освящать яблоки, а на Богоявление нырять в прорубь, это было бы неправильно. Важнее именно в этот момент попытаться обратить людей к подлинному смыслу того, что происходит на Преображение, на Богоявление, во время Великого поста. Помочь людям увидеть эти смыслы и отделить их от народных традиций, которые сами по себе ничуть не плохи.
Тем более, что традиции – это своего рода идентификационные коды, которые позволяют народу выжить, сохранить свою культуру и принятые в обществе образцы поведения, не раствориться под натиском иноземных культур. Особенно важно восстанавливать традиции нашего народа сейчас, когда понятие нормы все больше размывается, а образ мыслей, образцы поведения, характерные для многих других культур, осваиваются и присваиваются нашим обществом. В это время нам особенно важно искать духовную опору в исконно народных традициях.