19:03 13/02/2018

Культ тела: как спорт довел СССР до секс-революции

Фото: Алан Кациев © Mir24.tv

«Курс на ускорение» объявил в 1985 году глава СССР Михаил Горбачев. В газетных передовицах – реформы, гласность, Перестройка. Молодежь тоже хочет активно строить – но не Байкало-Амурскую магистраль, а собственное тело. В подпольных качалках, на секциях карате и курсах модного шейпинга. 

«Московский комсомолец» – так называлась одна из самых популярных газет в восьмидесятые годы. В то время у нее были колоссальные тиражи – десятки миллионов. Именно здесь печатали то, что было интересно молодежи: хит-парады, интервью с рокерами, обзоры западных боевиков. А еще «МК» организовал первый в стране конкурс красоты.

Красота как новый тренд


В восьмидесятые годы на западе был настоящий культ тела и внешности. В прическах и нарядах – эпатаж и агрессия. Мышцы – непременно рельефные, улыбки – ослепительные. В Америке произошел силиконовый бум, а пластические операции уже никто не скрывал. Еще задолго до Перестройки культ тела начал проникать и в Советский Союз. 

«Это была зараза извне, не у нас она началась. Это желание себя проявить. Особенно мальчишки, когда они увидели эту методику, как можно бицепсы, трицепсы накачать, как можно стать тем Шварценеггером», – рассказала олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, заслуженный мастер спорта СССР Лидия Иванова.

«Вопрос свободы тела, бодибилдинга и конкурсов красоты, – это все был результат как раз такого стремления общества к абсолютной свободе», – пояснила журналист Марина Парусникова.

В 1988 году советские девушки уже давно не хотели трудиться в заводском цеху. Зато им нравилось крутить бедрами на конкурсе «Московская красавица». Отныне на экранах такие зрелища, которые всего лишь три года назад невозможно было и представить. 

«На тот момент конкурс красоты, который вообще входил в нашу жизнь, – это был вполне определенный символ. Время Перестройки, которое началось, и вот появление всех этих конкурсов, – это ведь ничто иное, как такой небольшой шажок страны, у которой секса не было, к тому, что женщина может появиться на сцене в купальнике», – рассказал режиссер и продюсер Сергей Винников.

По словам Парусниковой, которая была назначена директором Бюро первого союзного конкурса красоты, о мероприятии знали не только все жители СССР, но даже и большинство зарубежных журналистов. Это событие было воспринято как открывающее Советский Союз для мира.

Масштаб конкурса был только московским, но знала о нем вся страна. Две с половиной тысячи претенденток, трансляции по телевидению, а билеты на финал – раскуплены за месяц до самой даты. 

«Когда мне позвонили и попросили быть ведущей, я категорически отказалась, потому что представила – молодые девушки, я себя считала уже не такой, рядом с 17-летними, мне 29, я буду позориться, они будут самые красивые. Мне позвонили еще раз и стали уговаривать. И тут я подумала, что я – артистка, и должна быть на уровне, и чего мне бояться, я же ведущая», – поделилась воспоминаниями актриса и телеведущая Татьяна Веденеева.

Формально конкурс проводил комсомол. И помимо дефиле в купальниках, девушки отвечали на вопросы и демонстрировали свои умственные способности. 

«Победительница должна была получить тысячу рублей. А тот, кто вошел в семерку, должен был получить 500 рублей. В общем, эти все события могли произойти только в результате абсолютной неподготовленности. Хотя конкурс состоялся и имел огромное значение. Второй меньше освещался за рубежом, а первый – как полет Гагарина. Поэтому я всегда говорю, что Маша Калинина (победительница того конкурса – «МИР 24») – она как Гагарин, она так и останется у всех в памяти. Это бренд, который был создан», – объяснила Парусникова. 

В здоровом теле – бунтарский дух


«Развивай мускулатуру, Дуся!» – призыв года. «Штангою качайся, в проруби купайся», – эти слова впервые прозвучали в программе «Утренняя почта», один из выпусков которой был посвящен второму конкурсу «Московская красавица» 1989 года.

«Впервые на телевидении появилась группа Любэ. Они появились с песней «Дуся–агрегат». Потому что мне девчонок нужно было заснять в качалке. Тогда начинали модными становиться эти качалки, и мы нашли такой подвал с этим железом в Алуште, и девушки там в купальниках со всеми этими железками качались под песню «Дуся–агрегат», мне ее нашли мои редакторы. Мы даже не знали, кто это исполняет, – рассказал Винников.

Атлетическая гимнастика – так официально в СССР называли работу с железом. В обиходе же мускулистые парни были просто качками, а тренажерные залы – качалками. 

«Кто-то ездил за рубеж, взрослые были же ребята, тоже родители, которые бывали за рубежом, ривозили оттуда журналы. Тем более были фильмы с Гойко Митичем, тоже было интересно. Самый главный наш культурист на то время. Как раз конец 70-х начало 80-х и вот поэтому, глядя на Гойко Митича,все хотели быть, выглядеть так же красиво», – объяснил культурист, директор тренажерного зала Александр Сидоркин.

Власти считали, что бодибилдинг – не культура тела, а опасное для общества занятие. Что изнуряющими тренировками физкультурники добиваются не здоровья, а всего лишь идеального телосложения. А это бездуховно. В 1973 году на заседании Госкомспорта было принято постановление о запрете культуризма. Качки переместились в подполье. 

«Решили навести порядок. То есть были милицейские рейды, были комсомольские рейды, проверяли. В принципе дома все ведомственные, принадлежали всегда какой-то организации. Самостоятельно подвал захватить было невозможно», – подчеркнул Сидоркин.

«Мы похитрей были. У нас, значит, была и тяжелая атлетика, и в тоже время на базе тяжелой атлетики спортклуб по бодибилдингу. Вот, как говорится, за счет этого мы не ушли в подполье, а были официально, в тоже время нас финансировали официально и администрация Краскова, и завод, где мы работали непосредственно, – рассказал заместитель директора тренажерного зала Александр Воронцов.

«Тогда это были подвалы домов, которые мы вычищали сами, мы делали из них качалки. Персонажей было три: Арнольд Шварценеггер, Брюс Ли и [Сильвестр] Сталлоне», – поделился воспоминаниями актер Иван Рыжиков.

Мускулистый Коммандо, рельефный Рэмбо, поджарый Кикбоксер – все это герои поколения. Как и актеры, которые сыграли эти роли. В восьмидесятые у каждого качка свой иконостас: Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне и Жан Клод Ван Дамм. 

«Сменился герой. Если раньше был [Иннокентий] Смоктуновский – князь Мышкин, то сейчас – блокбастер. Понимаете, должен как Сталлоне ударить по морде, разрушить мироздание, наши ребята тоже начинают играть в эти игры. Я за то, чтобы они были крепкие ребята, но, понимаете, мы другие, мы не Шварценеггеры. А кстати, у Шварценеггера знаете кто образец был? [Юрий] Власов. Он с него брал пример. Он увидел Власова, пошел в этот бодибилдинг», – рассказал олимпийский чемпион 1964 года по вольной борьбе, заслуженный мастер спорта СССР Александр Иваницкий.

Олимпийский чемпион Юрий Власов – заслуженный мэтр, но в моде плакаты голливудских артистов. Раздобыть их трудно, и эти заманчивые картинки на стенах, несомненно, привлекали клиентов. Как и хорошее оборудование, нередко самодельное.

«Железо было достаточно дорогое, гири и гантели. То есть, все раньше было литое, наборов еще практически не было. Ну, где-то находили железо и потихонечку начинали заниматься. Делали турники, брусья самодельные, вот как-то так. Ну и на заводе, у кого работали родители на заводе, или там дядя или дедушка. На заводе просили, подходили и вытачивали гантели, покупали бутылочку беленькой, ставили, нам ребята делали гантельки», – вспомнил Сидоркин.

Владельцы подпольных качалок хорошо вкладывались в свой бизнес – и так же хорошо зарабатывали. 

«Они ведь могли существовать только на коммерческой основе. Ну, кто-то же должен был это железо собрать, это помещение содержать и делать. И если они подпольно, собственно говоря, организовывались, то только по одной причине – потому что вся эта кооперативная работа и весь кооперативный бизнес только-только начинал зарождаться», – подчеркнул Винников.

Спорт как субкультура


После Перестройки качки вздохнули свободно. В 1986 году в Люберцах состоялся первый официальный турнир по культуризму. Осталась лишь одна трудность – раздобыть спортивное питание. 

«В детский мир ходили, в отдел детского питания: «Малыш», «Малютка». То есть «Малыш» был жировой, кто хотел на массу набрать, «Малыш» – белковый, кто хотел подсушиться. Вот у нас здесь есть недалеко совхоз «Петровский». А свиней всегда подкармливали соевым протеином. И мы сюда брали такие 25-килограммовые мешки соевого протеина, и мы его здесь разводили. Конечно, он был противный на вкус, конечно, он не мешался. Конечно, его венчиком сложно было взбить. Пили, нормально, росли, ничего страшного», – рассказал Сидоркин.

В восьмидесятые качали мышцы не только затем, чтобы ставить спортивные рекорды. Правильное скульптурно-точеное тело – маркер особого социального статуса, признак власти – над умами, над кошельками, а порой – над обывателями. 

«Как родились «любера»? Вот и родились из качков. Я их прекрасно знал. Очень многих из Люберец знал. И мы даже как то маршем 50 человек в кимоно на Первое мая, прошли от начала до конца Люберец, и нам эти культуристы хлопали. Так же, как и мы им», – поделился воспоминаниями актер, каскадер и постановщик трюков, президент Всероссийской федерации рукопашного боя и традиционного карате Тадеуш Касьянов.

Накачанные любера демонстрировали свою силу столичным неформалам – тем, кому тоже была важна нетипичная внешность. Поколотить лохматого хиппи или панка в шипастой куртке считалось патриотичным для некоторых богатырей. Все это подмочило репутацию качалок, но не снизило их популярность. 

Фильм «Пираты XX века» – суперхит 1980-го года. Его сняли на киностудии имени Горького, чтобы предотвратить кризис советского кинопроката. Так в Советском Союзе появился первый боевик, а на экраны проникло карате. 

«Если из таких брать, советских блокбастеров, которые тоже на всю жизнь – это, конечно же, «Пираты XX века». Я смотрел ну раз семь точно, у мамы выклянчивал денег, 20 копеек. С друзьями в компании шли, смотрели этот фильм невероятный», – рассказал актер, заслуженный артист России Анатолий Белый.

Актер из Кыргызстана Талгат Нигматулин после этого фильма стал звездой карате среди советских мальчишек. Правда, вне съемок драться он не умел. Настоящим профи был Тадеуш Касьянов, который сыграл роль боцмана. 

«Мы тренировались, вдруг, заходят два человека: Борис Доров и Говорухин Станислав. Мне, говорит, твоё лицо нравится. Очень фотогенично! Ты должен сыграть одного профи, боцмана. Он из морфлота в торговый флот поступил. Посмотри эти драки. Мы там столько драк наделали. Многие потом говорили, что начали заниматься карате из-за этого фильма. Он очень сильно популяризировал нашу школу», – объяснил Касьянов.

К началу 80-х 6 млн советских граждан официально занимались карате. Популярности добавляли и фильмы. 

«Мы федерацию карате создали – я стал ее председателем. Для того, чтобы фильм «Не бойся, я с тобой» – мой самый известный фильм – чтобы не снимать липу, я занимался со всей нашей командой карате. Чтобы бои были, не приехали какие-то каскадеры поставили, а чтобы все это самим», – рассказал режиссер, телеведущий, заслуженный деятель искусств России Юлий Гусман.

С 1982-го на восточные единоборства установили жесткое табу. Вплоть до разгрома подпольных секций и уголовных сроков для инструкторов. Власти испугались, что в стране растет поколение хулиганов, которые слишком хорошо умеют драться.

«Вышла прекрасная статья Дмитрия Ивановича Иванова из газеты «Советский спорт», начальник отдела писем: «Осторожно, каратееды!!!» – о тех людях, которые ничего не умели, но брали бабки за тренировки. А занимались профанацией», – вспомнил Касьянов.

Власти не столько боялись хулиганов, сколько боролись с нетрудовыми доходами. Подпольные секции были платными – по десять рублей в месяц с человека. Разумеется, никаких налогов в карман государства. А для прикрытия секции карате назвали оздоровительной гимнастикой. 

«Мы тоже вроде занимались оздоровительной гимнастикой. Сняли кимоно. Вот оздоровительное движение было рукой вперед, рукой в челюсть, круговое оздоровительное движение ногой в ухо. Вот это все было на полном серьезе. Ну, так называлось», – объяснил телеведущий, кандидат биологических наук Иван Затевахин.

Вплоть до перестройки на всю страну было лишь несколько разрешенных секций карате. Здесь граждане совершенствовали свое тело, не забывая и про дух. Только в официальных школах учили правильной идеологии. 

Аэробика как секс-символ эпохи


На ногах – полосатые гетры, на голове – цветная повязка. Непременно – облегающий купальник. Движения – энергичные, улыбки – широкие, почти американские. Из Америки она и пришла – мода на аэробику. 

В СССР ее назвали ритмической гимнастикой и выпустили на экраны телевизоров в 1984 году – отдельной программой. Профессиональных инструкторов по фитнесу еще не было, их место заняли популярные актрисы, балерины и спортсмены.

«Такая честь мне была предоставлена, я эту честь совершенно не оценила, потому что я как-то очень проходно отнеслась к тому, что я делала в этой передаче. Все очень быстро пронеслось, меня очень быстро утвердили. Меня привезли в ателье на Пятницкую – тогда было единственно ателье в Москве спортивное на Пятницкой – сшили мне этот купальник с этими гетрами», – рассказала актриса, драматург, режиссер, спортивный обозреватель Елена Скороходова.

Телевидение сделало это физкультурное явление действительно массовым. Очень скоро в каждом Доме культуры и при каждом ЖЭКе появилась своя группа аэробики. 

Скороходова подчеркивает, что система разрабатывалась профессиональными теоретиками спорта, при этом нужно было сделать аэробику не только спортивной, но и красивой.

Главная мировая звезда аэробики – актриса Джейн Фонда. На закате своей основной карьеры она вдруг стала иконой женщин, помешанных на внешности. С экрана знаменитая красавица обещала, что ее система тренировок – это путь к тому самому идеальному телу.

Культивируя тело, автоматически подчеркивали и его сексуальность. В советских 80-х это слово еще не использовалось в широком обиходе. Но само понятие уже привлекало внимание. 

«Что-то говорили мне про некое наличие такой сексуальной подоплеки в моем облике. Я не понимала вообще, о чем речь. Я вообще не поняла, что там все люди увидели в моих движениях», – рассказала Скороходова.

Когда идеальное и привлекательное тело стало самоцелью – оно очень быстро обесценилось. В духовном плане. Зато в материальном – у тела появилась своя цена. И эту цену в 80-х уже не замалчивали. Из подполья вышли путаны. 

«Известно, что в то время девочки в школе вдруг начали, когда у них спрашивали: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» – девочки говорили: «Проститутками!». Да, было, да», – рассказала Скороходова.

Культ тела советские граждане восприняли по-разному. Кто-то бездумно качал мышцы, а кто-то использовал новую моду, чтобы прокачать свою волю и легче пережить новые времена. 

Когда-то спорт в Советском Союзе был делом общенародным. Даже понятие такое было – массовый спорт. К концу восьмидесятых физкультура стала увлечением индивидуальным.

Да, карате и аэробикой занимались в секциях, тяжести поднимали в общих качалках, но – для себя, ради внешнего вида и выносливости. Чтобы прослыть крутым и модным. И ставить иные, далеко не спортивные рекорды. Но это уже совсем другие времена.

Смотрите программу «Достояние Республик» каждую субботу в 10:15 на телеканале «МИР».

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИПОДПИШИСЬ НА НАС В TELEGRAM