В Израиле прошла имитация полета на Марс. Научный эксперимент провели на юге страны в пустыне Негев. Для имитации экспедиции на Красную планету построили специальный модуль. Марсианскую станцию разместили на дне кратера Махтеш-Рамон. Участников экспедиции назвали по топониму – «рамонавтами». Миссия под названием D-MARS проходила в течение трех дней. В первой экспедиции приняли участие шесть добровольцев – четверо мужчин и две женщины. Самому старшему участнику миссии – 42 года, самому младшему – 32. Исследователи жили в условиях, максимально приближенных к настоящей экспедиции. На «поверхность» Марса участники экспедиции выходили только в скафандрах. Имитация миссии D-MARS позволит Израилю развивать свою космическую программу.
Откуда такой интерес к Марсу? «МИР 24» обсудил это с ведущим научным сотрудником Института космических исследований РАН, кандидатом технических наук Натаном Эйсмонтом.
- Здравствуйте. Итак, ученые начали эксперимент по имитации жизни на Марсе в израильской пустыне. Давно Израиль заинтересовался освоением космоса? Страна вроде бы не входила в список ведущих космических держав...
Н.Э.: Израиль как государство действительно в список космических держав не входил. Хотя в каком-то смысле – да. Потому что в Израиле, как в свое время сказал (президент России Владимир) Путин, значительная часть населения – это «наши люди». Вот наши люди переезжали туда и продолжали участвовать в космических исследованиях. Конечно, нет так масштабно, как, скажем, в России или Соединенных Штатах. Но в подготовке приборов, их изготовлении и даже проведении экспериментов они участвуют давно.
- Для подобных экспериментов выбирают труднодоступные пустыни либо изолируют людей в специальных помещениях. Вообще можно ли на Земле сымитировать марсианские условия?
Н.Э.: Мы видим пример. Этот пример, может быть, в каком-то смысле более соответствует условиям на Марсе, чем, скажем, те эксперименты, которые проводились и в России – «Марс-500», и в европейских государствах, может быть, в меньших масштабах. В Соединенных Штатах проводились какие-то эксперименты по имитации условий на Марсе.
- Вот такие эксперименты – это просто попытка сымитировать условия на Марсе или это больше изучение психологической совместимости людей?
Н.Э.: Это, наверное, все-таки проверка совместимости. Но проверка совместимости в условиях, когда они должны что-то делать, проводить эксперименты. Бог знает, может, эти эксперименты, которые сейчас проводились, понадобятся, когда экипаж отправится на Марс и попытается там провести их. Если кто-то сомневается в пользе этих экспериментов, это совершенно напрасно. Безусловно, польза есть. И не только совместимость, хотя это на первом месте. Одно дело, когда люди играют в кино, а другое – когда им предложено заняться реальной деятельностью, которая дает какой-то результат. Серьезная научная работа, может, в каком-то смысле и отвлекает от проблем совместимости, с одной стороны; с другой – без психологической совместимости нельзя ничего сделать. Это очень хороший эксперимент.
Продолжение беседы смотрите в видеоверсии.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: