Революции делают романтики и прагматики. Вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин не был романтиком. Он понимал, что за три года бессмысленной мировой войны народ устал. Именно поэтому первым документом советской власти после Октябрьского переворота стал декрет о мире. Его подписали ровно 100 лет назад – 3 марта 1918 года. В программе «Секретные материалы» на телеканале «МИР» эксперты во всех подробностях описали соглашение в Брест-Литовске.
«Мир без аннексий и контрибуций! Штык в землю!». Уже 8 ноября по новому стилю Троцкий рассылает обращение ко всем правительствам стран участников мировой бойни. К тому времени от войны устали все. Во Франции даже были введены заградотряды, которые должны были стрелять в спину своим солдатам. Поэтому мир, объявленный большевиками, был встречен во всех странах с большими надеждами. Не остался в стороне и Папа римский.
«Декрет о мире – это обращение ко всем воюющим странам с предложением немедленно начать переговоры о мире без аннексий и контрибуций. При этом существовала приписка: если немецкое руководство, к которому обращалась наша страна в первую очередь, откажется вести переговоры без аннексий и контрибуций, мы готовы начать любые переговоры о мире, без предварительных условий», – рассказал доктор исторических наук Кирилл Назаренко.
Русская армия, полностью деморализованная временным правительством Керенского, практически перестала существовать. Офицеры были полностью отстранены от принятия решений, все диктовали солдатские комитеты. Вопрос «Идти в атаку или нет?» решался на общем собрании. Дезертирство приобрело массовый характер. Впрочем, не лучше дела обстояли и в германской, и австро-венгерской армиях. Обоим державам грозил настоящий голод. Зима 1916-1917 годов вошла в историю как брюквенная зима. Питались в основном брюквой. От голода умерло около миллиона человек. В Берлине и в Вене проходили всеобщие забастовки. По примеру России в обоих странах стали создаваться Советы. Поэтому призыв большевиков был воспринят с восторгом.
«И Германия, и Австро-Венгрия тоже жаждали мира. Однако мира вовсе не хотела Антанта. Вот страны Антанты, прежде всего Англия и Франция, все-таки добивались абсолютной победы, полной капитуляции противника, присоединения территорий и репараций», – объяснил писатель, культуролог Андрей Столяров.
В такой обстановке и начались мирные переговоры в Брест-Литовске между представителями Республики Советов и германским командованием. Переговоры шли долго и напряженно. Немцы настаивали, чтобы договор подписывали все воюющие страны, на что получили отказ от стран Антанты. Надежды большевиков на справедливый мир рухнули.
Советская власть не имела ни сил, ни возможностей сопротивляться германскому наступлению. Вся надежда большевиков была на мировую революцию. Они рассчитывали, что европейские пролетарии поднимутся на борьбу и свергнут буржуазные правительства. Прагматик Ленин считал, что надо любой ценой сохранить власть, даже ценой позорного мира. Поэтому он и назначил руководить переговорами даже не прагматика, а законченного циника Льва Троцкого, приказав ему всячески затягивать переговоры.
Брестский мир окончательно расколол страну на белых и красных. Многие офицеры, перешедшие на сторону советской власти, посчитали этот шаг предательством и ушли в белое движение. Некоторые члены делегации, после подписания мира, остались в Германии. Мало того, брестский мир расколол и саму партию большевиков.
Это был трагический момент для страны. Безусловный авторитет Ленина был подорван настолько, что он пригрозил выйти из состава ЦК, если мир не будет подписан. Это был второй случай, когда Ленин прибегнул к подобным мерам, первый раз он пригрозил выходом из ЦК накануне Октябрьской революции, когда настаивал на немедленном вооруженном восстании.
После очередного наступления немцев и ультиматума, Брестский мир все же был подписан. Это произошло ровно 100 лет назад, 3 марта 1918 года. При этом большевики долго не могли найти человека, согласившегося бы поставить свою подпись под этим позорным документом. Ленин, продавивший подписание мира, сам понимал его «похабность» и позорность. Но это была долгожданная передышка, которая позволила большевикам создать боеспособную Красную армию.
«Это был ужасный, тяжелейший мир, мы теряли большое количество территорий. В результате Брестского мира от России была отторгнута территория площадью 780 тыс. квадратных километров с населением 56 млн человек – треть населения Российской Империи», – рассказал доктор исторических наук Владимир Фортунатов.
Советское правительство, с самого первого дня мира, решило не выполнять все его требования. Узнай немцы об этом, никакого договора они бы не подписали. Поэтому Ленин добился, чтобы каждый участник съезда дал подписку о сохранении его резолюции в тайне.
Так, например, пятый пункт мира обязывал распустить все вооруженные силы, а вместо этого большевики ударными темпами начали строить Красную армию. Точно так же они нарушали и вторую статью, запрещавшую сторонам вести всякую агитацию и пропаганду друг против друга. Но большевики ни на одну секунду не отказывались от намерения разжечь пламя революции в Германии, в чем и преуспели через полгода.
В результате сепаратного мира, Россия фактически оказалась выброшена из числа воюющих стран. После вступления в войну США, судьба Германии была предрешена. Страны Антанты не собирались делиться плодами победы с бывшим союзником, забыв, что в течении трех лет Россия мужественно сражалась с немцами. На восточном фронте Германия держала 40% всех своих вооруженных сил, так что вклад России в победу был огромный.
Брестский мир сыграл огромную роль в дальнейшем развитии Советской России. Он дал стране необходимую передышку и при этом чрезвычайно укрепил положение Ленина, как дальновидного политика, сумевшего в отчаянной ситуации принять верное решение. Авторитет вождя стал непререкаемым. Он позволил большевикам укрепить свою власть в стране.
Смотрите программу «Секретные материалы» каждую среду в 16:15 по московскому времени.