В фильмах постельные сцены, как правило, снимаются не по-настоящему. Впрочем, некоторые режиссеры, к примеру, как Ларс фон Триер, просят актеров сделать все, как в жизни, и не стесняться – так сказать, полностью обнажиться для искусства. Такой подход мало кому нравится. Как снимают эротическое кино, и на какие уловки идут актеры, чтобы избежать интима, для рубрики «Культурный шок» выяснила корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Бакушина.
Без любви нет искусства, в том числе и в кино. Фильм привлечет больше зрителей, если в нем покажут страстные поцелуи и откровенные постельные сцены. Одним из первых воплотить эротические фантазии на экране рискнул чешский режиссер Густав Махат. В его картине «Экстаз», снятой в начале 20 века, не было обнаженных тел. Зато главная героиня очень реалистично изобразила оргазм.
В отличие от зарубежного кинематографа в Советском Союзе придерживались пуританских правил. Даже поцелуи снимали с затемнением. А секса не было вообще. Только тонкие намеки.
Впервые оголить советских актеров решился Александр Митта. Правда, в его «Экипаже» тоже все было достаточно прилично. Обнаженную женскую грудь, снятую сквозь аквариум с рыбками, цензура пропустила. Раздеть актрис позволили и Станиславу Ростоцкому. Смелая сцена в бане запомнилась всем зрителям военной драмы «А зори здесь тихие».
Дальше – больше. В перестройку все устои потрясла лента «Маленькая Вера» Василия Пичула. С тех пор российские режиссеры ни в чем себе не отказывали.
Только актеров некоторые фантазии сценаристов могут поставить в тупик. Ведь разыграть любовь, когда на вас смотрит вся съемочная группа – задача не из простых. У каждого режиссера на этот случай есть свое решение. Некоторые приглашают дублеров. К примеру, в откровенной «Нимфоманке» Ларса фон Триера артисты притворялись, что совершают половой акт. Потом на монтаже накладывали компьютерную графику части тел порноактеров. Другие режиссеры предлагают актерам использовать накладки на интимные места или белье телесного цвета.
«Когда нужны накладки, делаем накладки. Когда можно снять без них, делаем без них. Мы не снимаем порнуху, у нас веселая эротика, поэтому все очень невинно, как мне кажется. Даже сцена с полностью обнаженными актерами может выглядеть невинно и весело», – считает режиссер Алексей Федорченко.
По словам режиссера Алексея Федорченко, в его практике были случаи, когда актрисы отказывались от участия в откровенных сценах. В его ленте «Овсянки» согласилась сниматься лишь Юлия Ауг. Раскованней ее артисток просто не нашлось. Так или иначе, эротические сцены обязательно обговариваются во всех подробностях. Для этого случая есть контракт, в котором четко прописываются все нюансы: какая часть тела будет обнажена и сколько времени будет длиться интим.
«Все обговаривается и регламентируется, все детали – предмет обсуждения. Ни одной актрисе нельзя просто так сказать «А сними-ка бюстгальтер!» За такое можно и под суд попасть. Актриса всегда имеет право отказаться от роли», – говорит кинокритик Давид Шнейдеров.
Но некоторые авторы заходят слишком далеко и вынуждают актеров делать недопустимое. Чтобы защитить свои права, британские артисты предложили привлекать к съемкам специального режиссера, который будет контролировать процесс – чтобы все было так, как прописано в контракте, никакой самодеятельности. Если актеры откажутся целоваться с языком, никто не сможет их заставить. По мнению экспертов, тут важно не скатиться в пошлость – для этого есть другие жанры. Ведь иногда для демонстрации особых отношений достаточно и одного взгляда.
Подробнее в сюжете: Новости кино
Читайте также: